[ Указатель содержания сайта 'Музей Иосифа Бродского в Интернете' ] [ О музее Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге, см. также 288, 671 ] [ Биография: 1940-1965 (25 лет) ] [ Биография: 1966-1972 (6 лет) ] [ Биография: 1972-1987 (15 лет) ] [ Биография: 1988-1996 (8 лет) ] [ Стихотворения, поэмы, эссе Бродского в Интернете ] [ Цикл "Рождественские стихи" ] [ Фотографии ] [ Голос поэта: Иосиф Бродский читает свои стихи ] [ Молодой Бродский ] [ Самообразование ] [ Несчастная любовь Иосифа Бродского к Марине Басмановой ] [ Суд над Иосифом Бродским. Запись Фриды Вигдоровой. ] [ Я.Гордин. Дело Бродского ] [ Дружба с Ахматовой, см. также 198, 102, 239, 490, 539 ] [ Похороны Ахматовой, см. также 141 ] [ Январский некролог 1996 г. ] [ Иосиф Бродский и российские читатели ] [ Брак Бродского с Марией Соццани ] [ Невстреча с вдовой в Милане ] [ Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий, см. также 52а, 805 ] [ Иосиф Бродский и У.Х.Оден ] [ Венеция Бродского, см. также 354, 356 ] [ Флоренция Бродского, музей Данте во Флоренции, см. также 328, 344, 351 ] [ Бродский в Риме ] [ Бродский в Милане ] [ Лукка, дача под Луккой. Дерзкое сравнение Лукки с Урюпинском ] [ Каппадокия ] [ Бродский в Польше ] [ Бродский о Баратынском ] [ Иосиф Бродский. Неотправленное письмо ] [ Иосиф Бродский. Скорбная муза. Памяти Анны Ахматовой ] [ Иосиф Бродский. Сын цивилизации. Эссе об Осипе Мандельштаме ] [ Иосиф Бродский. Мрамор. Пьеса ] [ Иосиф Бродский. Власть стихий. О Достоевском ] [ Иосиф Бродский. Поэт и проза ] [ Иосиф Бродский. Интервью о достижениях ленинградской поэтической школы ] [ Иосиф Бродский. Посвящается позвоночнику ] [ Иосиф Бродский. На стороне Кавафиса ] [ Иосиф Бродский. Поклониться тени. Памяти Уистана Хью Одена ] [ Иосиф Бродский. Надежда Мандельштам (1899-1980). Некролог ] [ Бродский о творчестве и судьбе Мандельштама, см. также 529, 530 ] [ Анализ Бродским стихотворения Цветаевой "Новогоднее" ] [ Бродский о Рильке: Девяносто лет спустя ] [ Иосиф Бродский. Послесловие к "Котловану" А.Платонова ] [ Иосиф Бродский. С ЛЮБОВЬЮ К НЕОДУШЕВЛЕННОМУ: Четыре стихотворения Томаса Гарди ] [ Иосиф Бродский. Памяти Стивена Спендера ] [ Иосиф Бродский. Скорбь и разум (Роберту Фросту посвящается) ] [ Бродский о тех, кто на него влиял ] [ Иосиф Бродский. Меньше единицы ] [ Иосиф Бродский. Полторы комнаты ] [ Иосиф Бродский. Путешествие в Стамбул ] [ Иосиф Бродский. В тени Данте (поэзия Эудженио Монтале) ] [ Текст диалогов и стихотворений из фильма "Прогулки с Бродским" ] [ Соломон Волков. Диалоги с Иосифом Бродским. Глава 2. Марина Цветаева: весна 1980-осень 1990 ] [ Похороны Бродского в Нью-Йорке ] [ Лев Лосев. Биография Иосифа Бродского ] [ Могила Бродского на кладбище Сан-Микеле, Венеция, см. также 319, 321, 322, 349, вид на могилу Бродского из космоса 451 ] [ Начало серии компьютерной графики ] [ Нобелевские материалы ] [ Книги Иосифа Бродского, о его творчестве и о нем ] [ Статьи о творчестве Бродского ] [ Другие сайты, связаннные с именем И.А.Бродского ]
Спорные страницы
[ Старт романа АНК ] [ Популярность И.Бродского на фоне популярности Элвиса Пресли ] [ Прогноз Бродским ужасного памятника Мандельштаму ] [ Донжуанский список Бродского ] [ Курение и продолжительность жизни Бродского ] [ Категоричность Бродского и метод поиска истины Тины Канделаки. ] [ Joseph Brodsky: Poetry in English; Joseph Brodsky Interview; Poemas de Joseph Brodsky ] [ Орден Адмирала Ушакова ] [ Медаль им. Николая Гоголя ] [ Медаль "В ОЗНАМЕНОВАНИЕ ДЕВЯНОСТОЛЕТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР" ] [ Медаль "ЗАЩИТНИКУ ОТЕЧЕСТВА" ] [ Знак "Во славу русского воинства" 2-й степени ] [ Знак "Во славу русского воинства" 1-й степени ] [ Медаль "За особые заслуги" ] [ Член-корреспондент Академии инженерных наук им. А.М.Прохорова ] [ Обратная связь ] [ Последнее обновление: 12 января 2012 01:51 PM 01:51 PM ]
Коллекция фотографий Иосифа Бродского
[ 1 ] [ 1а ] [ 2 ] [ 2а ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 15a ] [ 15b ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 19а ] [ 19б ] [ 19в ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 22a ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 25а ] [ 25б ] [ 26 ] [ 26a ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 37а ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 52а ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ] [ 103 ] [ 104 ] [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ] [ 112 ] [ 113 ] [ 114 ] [ 115 ] [ 116 ] [ 117 ] [ 118 ] [ 119 ] [ 120 ] [ 121 ] [ 122 ] [ 123 ] [ 124 ] [ 125 ] [ 126 ] [ 127 ] [ 128 ] [ 129 ] [ 130 ] [ 131 ] [ 132 ] [ 133 ] [ 134 ] [ 135 ] [ 136 ] [ 137 ] [ 138 ] [ 139 ] [ 140 ] [ 141 ] [ 142 ] [ 143 ] [ 144 ] [ 145 ] [ 146 ] [ 147 ] [ 148 ] [ 149 ] [ 150 ] [ 151 ] [ 152 ] [ 153 ] [ 154 ] [ 155 ] [ 156 ] [ 157 ] [ 158 ] [ 159 ] [ 160 ] [ 161 ] [ 162 ] [ 163 ] [ 164 ] [ 165 ] [ 166 ] [ 167 ] [ 168 ] [ 169 ] [ 170 ] [ 171 ] [ 172 ] [ 173 ] [ 174 ] [ 175 ] [ 176 ] [ 177 ] [ 178 ] [ 179 ] [ 180 ] [ 181 ] [ 182 ] [ 183 ] [ 184 ] [ 185 ] [ 186 ] [ 187 ] [ 188 ] [ 189 ] [ 190 ] [ 191 ] [ 192 ] [ 193 ] [ 194 ] [ 195 ] [ 196 ] [ 197 ] [ 198 ] [ 199 ] [ 200 ] [ 201 ] [ 202 ] [ 203 ] [ 204 ] [ 205 ] [ 206 ] [ 207 ] [ 208 ] [ 209 ] [ 210 ] [ 211 ] [ 212 ] [ 213 ] [ 214 ] [ 215 ] [ 216 ] [ 217 ] [ 218 ] [ 219 ] [ 220 ] [ 221 ] [ 222 ] [ 223 ] [ 224 ] [ 225 ] [ 226 ] [ 227 ] [ 228 ] [ 229 ] [ 230 ] [ 231 ] [ 232 ] [ 233 ] [ 234 ] [ 235 ] [ 236 ] [ 237 ] [ 238 ] [ 239 ] [ 240 ] [ 241 ] [ 242 ] [ 243 ] [ 244 ] [ 245 ] [ 246 ] [ 247 ] [ 248 ] [ 249 ] [ 250 ] [ 251 ] [ 252 ] [ 253 ] [ 254 ] [ 255 ] [ 256 ] [ 257 ] [ 258 ] [ 259 ] [ 260 ] [ 261 ] [ 262 ] [ 263 ] [ 264 ] [ 265 ] [ 266 ] [ 267 ] [ 268 ] [ 269 ] [ 270 ] [ 271 ] [ 272 ] [ 273 ] [ 274 ] [ 275 ] [ 276 ] [ 277 ] [ 278 ] [ 279 ] [ 280 ] [ 281 ] [ 282 ] [ 283 ] [ 284 ] [ 285 ] [ 286 ] [ 287 ] [ 288 ] [ 289 ] [ 290 ] [ 291 ] [ 292 ] [ 293 ] [ 294 ] [ 295 ] [ 296 ] [ 297 ] [ 298 ] [ 299 ] [ 300 ] [ 301 ] [ 302 ] [ 303 ] [ 304 ] [ 305 ] [ 306 ] [ 307 ] [ 308 ] [ 309 ] [ 310 ] [ 311 ] [ 312 ] [ 313 ] [ 314 ] [ 315 ] [ 316 ] [ 317 ] [ 318 ] [ 319 ] [ 320 ] [ 321 ] [ 322 ] [ 323 ] [ 324 ] [ 325 ] [ 326 ] [ 327 ] [ 328 ] [ 329 ] [ 330 ] [ 331 ] [ 332 ] [ 333 ] [ 334 ] [ 335 ] [ 336 ] [ 337 ] [ 338 ] [ 339 ] [ 340 ] [ 341 ] [ 342 ] [ 343 ] [ 344 ] [ 345 ] [ 346 ] [ 347 ] [ 348 ] [ 349 ] [ 350 ] [ 351 ] [ 352 ] [ 353 ] [ 354 ] [ 355 ] [ 356 ] [ 357 ] [ 358 ] [ 359 ] [ 360 ] [ 361 ] [ 362 ] [ 363 ] [ 364 ] [ 365 ] [ 366 ] [ 367 ] [ 368 ] [ 369 ] [ 370 ] [ 371 ] [ 372 ] [ 373 ] [ 374 ] [ 375 ] [ 376 ] [ 377 ] [ 378 ] [ 379 ] [ 380 ] [ 381 ] [ 382 ] [ 383 ] [ 384 ] [ 385 ] [ 386 ] [ 387 ] [ 388 ] [ 389 ] [ 390 ] [ 391 ] [ 392 ] [ 393 ] [ 394 ] [ 395 ] [ 396 ] [ 397 ] [ 398 ] [ 399 ] [ 400 ] [ 401 ] [ 402 ] [ 403 ] [ 404 ] [ 405 ] [ 406 ] [ 407 ] [ 408 ] [ 409 ] [ 410 ] [ 411 ] [ 412 ] [ 413 ] [ 414 ] [ 415 ] [ 416 ] [ 417 ] [ 418 ] [ 419 ] [ 420 ] [ 421 ] [ 422 ] [ 423 ] [ 424 ] [ 425 ] [ 426 ] [ 427 ] [ 428 ] [ 429 ] [ 430 ] [ 431 ] [ 432 ] [ 433 ] [ 434 ] [ 435 ] [ 436 ] [ 437 ] [ 438 ] [ 439 ] [ 440 ] [ 441 ] [ 442 ] [ 443 ] [ 444 ] [ 445 ] [ 446 ] [ 447 ] [ 448 ] [ 449 ] [ 450 ] [ 451 ] [ 452 ] [ 453 ] [ 454 ] [ 455 ] [ 456 ] [ 457 ] [ 458 ] [ 459 ] [ 460 ] [ 461 ] [ 462 ] [ 463 ] [ 464 ] [ 465 ] [ 466 ] [ 467 ] [ 468 ] [ 469 ] [ 470 ] [ 471 ] [ 472 ] [ 473 ] [ 474 ] [ 475 ] [ 476 ] [ 477 ] [ 478 ] [ 479 ] [ 480 ] [ 481 ] [ 482 ] [ 483 ] [ 484 ] [ 485 ] [ 486 ] [ 487 ] [ 488 ] [ 489 ] [ 490 ] [ 491 ] [ 492 ] [ 493 ] [ 494 ] [ 495 ] [ 496 ] [ 497 ] [ 498 ] [ 499 ] [ 500 ] [ 501 ] [ 502 ] [ 503 ] [ 504 ] [ 505 ] [ 506 ] [ 507 ] [ 508 ] [ 509 ] [ 510 ] [ 511 ] [ 512 ] [ 513 ] [ 514 ] [ 515 ] [ 516 ] [ 517 ] [ 518 ] [ 519 ] [ 520 ] [ 521 ] [ 522 ] [ 523 ] [ 524 ] [ 525 ] [ 526 ] [ 527 ] [ 528 ] [ 529 ] [ 530 ] [ 531 ] [ 532 ] [ 533 ] [ 534 ] [ 535 ] [ 536 ] [ 537 ] [ 538 ] [ 539 ] [ 540 ] [ 541 ] [ 542 ] [ 543 ] [ 544 ] [ 545 ] [ 546 ] [ 547 ] [ 548 ] [ 549 ] [ 550 ] [ 551 ] [ 552 ] [ 553 ] [ 554 ] [ 555 ] [ 556 ] [ 557 ] [ 558 ] [ 559 ] [ 560 ] [ 561 ] [ 562 ] [ 563 ] [ 564 ] [ 565 ] [ 566 ] [ 567 ] [ 568 ] [ 569 ] [ 570 ] [ 571 ] [ 572 ] [ 573 ] [ 574 ] [ 575 ] [ 576 ] [ 577 ] [ 578 ] [ 579 ] [ 580 ] [ 581 ] [ 582 ] [ 583 ] [ 584 ] [ 585 ] [ 586 ] [ 587 ] [ 588 ] [ 589 ] [ 590 ] [ 591 ] [ 592 ] [ 593 ] [ 594 ] [ 595 ] [ 596 ] [ 597 ] [ 598 ] [ 599 ] [ 600 ] [ 601 ] [ 602 ] [ 603 ] [ 604 ] [ 605 ] [ 606 ] [ 607 ] [ 608 ] [ 609 ] [ 610 ] [ 611 ] [ 612 ] [ 613 ] [ 614 ] [ 615 ] [ 616 ] [ 617 ] [ 618 ] [ 619 ] [ 620 ] [ 621 ] [ 622 ] [ 623 ] [ 624 ] [ 625 ] [ 626 ] [ 627 ] [ 628 ] [ 629 ] [ 630 ] [ 631 ] [ 632 ] [ 633 ] [ 634 ] [ 635 ] [ 636 ] [ 637 ] [ 638 ] [ 639 ] [ 640 ] [ 641 ] [ 642 ] [ 643 ] [ 644 ] [ 645 ] [ 646 ] [ 647 ] [ 648 ] [ 649 ] [ 650 ] [ 651 ] [ 652 ] [ 653 ] [ 654 ] [ 655 ] [ 656 ] [ 657 ] [ 658 ] [ 659 ] [ 660 ] [ 661 ] [ 662 ] [ 663 ] [ 664 ] [ 665 ] [ 666 ] [ 667 ] [ 668 ] [ 669 ] [ 670 ] [ 671 ] [ 672 ] [ 673 ] [ 674 ] [ 675 ] [ 676 ] [ 677 ] [ 678 ] [ 679 ] [ 680 ] [ 681 ] [ 682 ] [ 683 ] [ 684 ] [ 685 ] [ 686 ] [ 687 ] [ 688 ] [ 688 ] [ 689 ] [ 690 ] [ 691 ] [ 692 ] [ 693 ] [ 694 ] [ 695 ] [ 696 ] [ 697 ] [ 698 ] [ 699 ] [ 700 ] [ 701 ] [ 702 ] [ 703 ] [ 704 ] [ 705 ] [ 706 ] [ 707 ] [ 708 ] [ 709 ] [ 710 ] [ 711 ] [ 712 ] [ 713 ] [ 714 ] [ 715 ] [ 716 ] [ 717 ] [ 718 ] [ 719 ] [ 720 ] [ 721 ] [ 722 ] [ 723 ] [ 724 ] [ 725 ] [ 726 ] [ 727 ] [ 728 ] [ 729 ] [ 730 ] [ 731 ] [ 732 ] [ 733 ] [ 734 ] [ 735 ] [ 736 ] [ 737 ] [ 738 ] [ 739 ] [ 740 ] [ 741 ] [ 742 ] [ 743 ] [ 744 ] [ 745 ] [ 746 ] [ 747 ] [ 748 ] [ 749 ] [ 750 ] [ 751 ] [ 752 ] [ 753 ] [ 754 ] [ 755 ] [ 756 ] [ 757 ] [ 758 ] [ 759 ] [ 760 ] [ 761 ] [ 762 ] [ 763 ] [ 764 ] [ 765 ] [ 766 ] [ 767 ] [ 768 ] [ 769 ] [ 770 ] [ 771 ] [ 772 ] [ 773 ] [ 774 ] [ 775 ] [ 776 ] [ 777 ] [ 778 ] [ 779 ] [ 780 ] [ 781 ] [ 782 ] [ 783 ] [ 784 ] [ 785 ] [ 786 ] [ 787 ] [ 788 ] [ 789 ] [ 790 ] [ 791 ] [ 792 ] [ 793 ] [ 794 ] [ 795 ] [ 796 ] [ 797 ] [ 798 ] [ 799 ] [ 800 ] [ 801 ] [ 802 ] [ 803 ] [ 804 ] [ 805 ] [ 806 ] [ 807 ] [ 808 ] [ 809 ] [ 810 ] [ 811 ] [ 812 ] [ 813 ] [ 814 ] [ 815 ] [ 816 ] [ 817 ] [ 818 ] [ 819 ] [ 820 ] [ 821 ] [ 822 ] [ 823 ] [ 824 ] [ 825 ] [ 826 ] [ 827 ] [ 828 ] [ 829 ] [ 830 ] [ 831 ] [ 832 ] [ 833 ] [ 834 ] [ 835 ] [ 836 ] [ 837 ] [ 838 ] [ 839 ] [ 840 ] [ 841 ] [ 842 ] [ 843 ] [ 844 ] [ 845 ] [ 846 ] [ 847 ] [ 848 ] [ 849 ] [ 850 ] [ 851 ] [ 852 ] [ 853 ] [ 854 ] [ 855 ] [ 856 ] [ 857 ] [ 858 ] [ 859 ] [ 860 ] [ 861 ] [ 862 ] [ 863 ] [ 864 ] [ 865 ] [ 866 ] [ 867 ] [ 868 ] [ 869 ] [ 870 ] [ 871 ] [ 872 ] [ 873 ] [ 874 ] [ 875 ] [ 876 ] [ 877 ] [ 878 ] [ 879 ] [ 880 ] [ 881 ] [ 882 ] [ 883 ] [ 884 ] [ 885 ] [ 886 ] [ 887 ] [ 888 ] [ 889 ] [ 890 ] [ 891 ] [ 892 ] [ 893 ] [ 894 ] [ 895 ] [ 896 ] [ 897 ] [ 898 ] [ 899 ] [ 900 ] [ 901 ] [ 902 ] [ 903 ] [ 904 ] [ 905 ] [ 906 ] [ 907 ] [ 908 ] [ 909 ] [ 910 ] [ 911 ] [ 912 ] [ 913 ] [ 914 ] [ 915 ] [ 916 ] [ 917 ] [ 918 ] [ 919 ] [ 920 ] [ 921 ] [ 922 ] [ 923 ] [ 924 ] [ 925 ] [ 926 ] [ 927 ] [ 928 ] [ 929 ] [ 930 ] [ 931 ] [ 932 ] [ 933 ] [ 934 ] [ 935 ] [ 936 ] [ 937 ] [ 938 ] [ 939 ] [ 940 ] [ 941 ] [ 942 ] [ 943 ] [ 944 ] [ 945 ] [ 946 ] [ 947 ] [ 948 ] [ 949 ] [ 950 ] [ 951 ] [ 952 ] [ 953 ] [ 954 ] [ 955 ] [ 956 ] [ 957 ] [ 958 ] [ 959 ] [ 960 ] [ 961 ] [ 962 ] [ 963 ] [ 964 ] [ 965 ] [ 966 ] [ 967 ] [ 968 ] [ 969 ] [ 970 ] [ 971 ] [ 972 ] [ 973 ] [ 974 ] [ 975 ] [ 976 ] [ 977 ] [ 978 ] [ 979 ] [ 980 ] [ 981 ] [ 982 ] [ 983 ] [ 984 ] [ 985 ] [ 986 ] [ 987 ] [ 988 ] [ 989 ] [ 990 ] [ 991 ] [ 992 ] [ 993 ] [ 994 ] [ 995 ] [ 996 ] [ 997 ] [ 998 ] [ 999 ] [ 1000 ] [ 1001 ] [ 1002 ] [ 1003 ] [ 1004 ] [ 1005 ] [ 1006 ] [ 1007 ] [ 1008 ] [ 1009 ] [ 1010 ] [ 1011 ] [ 1012 ] [ 1013 ] [ 1014 ] [ 1015 ] [ 1016 ] [ 1017 ] [ 1018 ] [ 1019 ] [ 1020 ] [ 1021 ] [ 1022 ] [ 1023 ] [ 1024 ] [ 1025 ] [ 1026 ] [ 1027 ] [ 1028 ] [ 1029 ] [ 1030 ] [ 1031 ] [ 1032 ] [ 1033 ] [ 1034 ] [ 1035 ] [ 1036 ] [ 1037 ] [ 1038 ] [ 1039 ] [ 1040 ] [ 1041 ] [ 1042 ] [ 1043 ] [ 1044 ] [ 1045 ] [ 1046 ] [ 1047 ] [ 1048 ] [ 1049 ] [ 1050 ] [ 1051 ] [ 1052 ] [ 1053 ] [ 1054 ] [ 1055 ] [ 1056 ] [ 1057 ] [ 1058 ] [ 1059 ] [ 1060 ] [ 1061 ] [ 1062 ] [ 1063 ] [ 1064 ] [ 1065 ] [ 1066 ] [ 1067 ] [ 1068 ] [ 1069 ] [ 1070 ] [ 1071 ] [ 1072 ] [ 1073 ] [ 1074 ] [ 1075 ] [ 1076 ] [ 1077 ] [ 1078 ] [ 1079 ] [ 1080 ] [ 1081 ] [ 1082 ] [ 1083 ] [ 1084 ] [ 1085 ] [ 1086 ] [ 1087 ] [ 1088 ] [ 1089 ] [ 1090 ] [ 1091 ] [ 1092 ] [ 1093 ] [ 1094 ] [ 1095 ] [ 1096 ] [ 1097 ] [ 1098 ] [ 1099 ] [ 1100 ] [ 1101 ] [ 1102 ] [ 1103 ] [ 1104 ] [ 1105 ] [ 1106 ] [ 1107 ] [ 1108 ] [ 1109 ] [ 1110 ] [ 1111 ] [ 1112 ] [ 1113 ] [ 1114 ] [ 1115 ] [ 1116 ] [ 1117 ] [ 1118 ] [ 1119 ] [ 1120 ] [ 1121 ] [ 1122 ] [ 1123 ] [ 1124 ] [ 1125 ] [ 1126 ] [ 1127 ] [ 1128 ] [ 1129 ] [ 1130 ] [ 1131 ] [ 1132 ] [ 1133 ] [ 1134 ] [ 1135 ] [ 1136 ] [ 1137 ] [ 1138 ] [ 1139 ] [ 1140 ] [ 1141 ] [ 1142 ] [ 1143 ] [ 1144 ] [ 1145 ] [ 1146 ] [ 1147 ] [ 1148 ] [ 1149 ] [ 1150 ] [ 1151 ] [ 1152 ] [ 1153 ] [ 1154 ] [ 1155 ] [ 1156 ] [ 1157 ] [ 1158 ] [ 1159 ] [ 1160 ] [ 1161 ] [ 1162 ] [ 1163 ] [ 1164 ] [ 1165 ] [ 1166 ] [ 1167 ] [ 1168 ] [ 1169 ] [ 1170 ] [ 1171 ] [ 1172 ] [ 1173 ] [ 1174 ] [ 1175 ] [ 1176 ] [ 1177 ] [ 1178 ] [ 1179 ] [ 1180 ] [ 1181 ] [ 1182 ] [ 1183 ] [ 1184 ] [ 1185 ] [ 1186 ] [ 1187 ] [ 1188 ] [ 1189 ] [ 1190 ] [ 1191 ] [ 1192 ] [ 1193 ] [ 1194 ] [ 1195 ] [ 1196 ] [ 1197 ] [ 1198 ] [ 1199 ] [ 1200 ] [ 1201 ] [ 1202 ] [ 1203 ] [ 1204 ] [ 1205 ] [ 1206 ] [ 1207 ] [ 1208 ] [ 1209 ] [ 1210 ] [ 1211 ] [ 1212 ] [ 1213 ] [ 1214 ] [ 1215 ] [ 1216 ] [ 1217 ] [ 1218 ] [ 1219 ] [ 1220 ] [ 1221 ] [ 1222 ] [ 1223 ] [ 1224 ] [ 1225 ] [ 1226 ] [ 1227 ] [ 1228 ] [ 1229 ] [ 1230 ] [ 1231 ] [ 1232 ] [ 1233 ] [ 1234 ] [ 1235 ] [ 1236 ] [ 1237 ] [ 1238 ] [ 1239 ] [ 1240 ] [ 1241 ] [ 1242 ] [ 1243 ] [ 1244 ] [ 1245 ] [ 1246 ] [ 1247 ] [ 1248 ] [ 1249 ] [ 1250 ] [ 1251 ] [ 1252 ] [ 1253 ] [ 1254 ] [ 1255 ] [ 1256 ] [ 1257 ] [ 1258 ] [ 1259 ] [ 1260 ] [ 1261 ] [ 1262 ] [ 1263 ] [ 1264 ] [ 1265 ] [ 1266 ] [ 1267 ] [ 1268 ] [ 1269 ] [ 1270 ] [ 1271 ] [ 1272 ] [ 1273 ] [ 1274 ] [ 1275 ] [ 1276 ] [ 1277 ] [ 1278 ] [ 1279 ] [ 1280 ] [ 1281 ] [ 1282 ] [ 1283 ] [ 1284 ] [ 1285 ] [ 1286 ] [ 1287 ] [ 1288 ] [ 1289 ] [ 1290 ] [ 1291 ] [ 1292 ] [ 1293 ] [ 1294 ] [ 1295 ] [ 1296 ] [ 1297 ] [ 1298 ] [ 1299 ] [ 1300 ] [ 1301 ] [ 1302 ] [ 1303 ] [ 1304 ] [ 1305 ] [ 1306 ] [ 1307 ] [ 1308 ] [ 1309 ] [ 1310 ] [ 1311 ] [ 1312 ] [ 1313 ] [ 1314 ] [ 1315 ] [ 1316 ] [ 1317 ] [ 1318 ] [ 1319 ] [ 1320 ] [ 1321 ] [ 1322 ] [ 1323 ] [ 1324 ] [ 1325 ] [ 1326 ] [ 1327 ] [ 1328 ] [ 1329 ] [ 1330 ] [ 1331 ] [ 1332 ] [ 1333 ] [ 1334 ] [ 1335 ] [ 1336 ] [ 1337 ] [ 1338 ] [ 1339 ] [ 1340 ] [ 1341 ] [ 1342 ] [ 1343 ] [ 1344 ] [ 1345 ] [ 1346 ] [ 1347 ] [ 1348 ] [ 1349 ] [ 1350 ] [ 1351 ] [ 1352 ] [ 1353 ] [ 1354 ] [ 1355 ] [ 1356 ] [ 1357 ] [ 1358 ] [ 1359 ] [ 1360 ] [ 1361 ] [ 1362 ] [ 1363 ] [ 1364 ] [ 1365 ] [ 1366 ] [ 1367 ] [ 1368 ] [ 1369 ] [ 1370 ] [ 1371 ] [ 1372 ] [ 1373 ] [ 1374 ] [ 1375 ] [ 1376 ] [ 1377 ] [ 1378 ] [ 1379 ] [ 1380 ] [ 1381 ] [ 1382 ] [ 1383 ] [ 1384 ] [ 1385 ] [ 1386 ] [ 1387 ] [ 1388 ] [ 1389 ] [ 1390 ] [ 1391 ] [ 1392 ] [ 1393 ] [ 1394 ] [ 1395 ] [ 1396 ] [ 1397 ] [ 1398 ] [ 1399 ] [ 1400 ] [ 1401 ] [ 1402 ] [ 1403 ] [ 1404 ] [ 1405 ] [ 1406 ] [ 1407 ] [ 1408 ] [ 1409 ] [ 1410 ] [ 1411 ] [ 1412 ] [ 1413 ] [ 1414 ] [ 1415 ] [ 1416 ] [ 1417 ] [ 1418 ] [ 1419 ] [ 1420 ] [ 1421 ] [ 1422 ] [ 1423 ] [ 1424 ] [ 1425 ] [ 1426 ] [ 1427 ] [ 1428 ] [ 1429 ] [ 1430 ] [ 1431 ] [ 1432 ] [ 1433 ] [ 1434 ] [ 1435 ] [ 1436 ] [ 1437 ] [ 1438 ] [ 1439 ] [ 1440 ] [ 1441 ] [ 1442 ] [ 1443 ] [ 1444 ] [ 1445 ] [ 1446 ] [ 1447 ] [ 1448 ] [ 1449 ] [ 1450 ] [ 1451 ] [ 1452 ] [ 1453 ] [ 1454 ] [ 1455 ] [ 1456 ] [ 1457 ] [ 1458 ] [ 1459 ] [ 1460 ] [ 1461 ] [ 1462 ] [ 1463 ] [ 1464 ] [ 1465 ] [ 1466 ] [ 1467 ] [ 1468 ] [ 1469 ] [ 1470 ] [ 1471 ] [ 1472 ] [ 1473 ] [ 1474 ] [ 1475 ] [ 1476 ] [ 1477 ] [ 1478 ] [ 1479 ] [ 1480 ] [ 1481 ] [ 1482 ] [ 1483 ] [ 1484 ] [ 1485 ] [ 1486 ] [ 1487 ] [ 1488 ] [ 1489 ] [ 1490 ] [ 1491 ] [ 1492 ] [ 1493 ] [ 1494 ] [ 1495 ] [ 1496 ] [ 1497 ] [ 1498 ] [ 1499 ] [ 1500 ] [ 1501 ] [ 1502 ] [ 1503 ] [ 1504 ] [ 1505 ] [ 1506 ] [ 1507 ] [ 1508 ] [ 1509 ] [ 1510 ] [ 1511 ] [ 1512 ] [ 1513 ] [ 1514 ] [ 1515 ] [ 1516 ] [ 1517 ] [ 1518 ] [ 1519 ] [ 1520 ] [ 1521 ] [ 1522 ] [ 1523 ] [ 1524 ] [ 1525 ] [ 1526 ] [ 1527 ] [ 1528 ] [ 1529 ] [ 1530 ] [ 1531 ] [ 1532 ] [ 1533 ] [ 1534 ] [ 1535 ] [ 1536 ] [ 1537 ] [ 1538 ] [ 1539 ] [ 1540 ] [ 1541 ] [ 1542 ] [ 1543 ] [ 1544 ] [ 1545 ] [ 1546 ] [ 1547 ] [ 1548 ] [ 1549 ] [ 1550 ] [ 1551 ] [ 1552 ] [ 1553 ] [ 1554 ] [ 1555 ] [ 1556 ] [ 1557 ] [ 1558 ] [ 1559 ] [ 1560 ] [ 1561 ] [ 1562 ] [ 1563 ] [ 1564 ] [ 1565 ] [ 1566 ] [ 1567 ] [ 1568 ] [ 1569 ] [ 1570 ] [ 1571 ] [ 1572 ] [ 1573 ] [ 1574 ] [ 1575 ] [ 1576 ] [ 1577 ] [ 1578 ] [ 1579 ] [ 1580 ] [ 1581 ] [ 1582 ] [ 1583 ] [ 1584 ] [ 1585 ] [ 1586 ] [ 1587 ] [ 1588 ] [ 1589 ] [ 1590 ] [ 1591 ] [ 1592 ] [ 1593 ] [ 1594 ] [ 1595 ] [ 1596 ] [ 1597 ] [ 1598 ] [ 1599 ] [ 1600 ] [ 1601 ] [ 1602 ] [ 1603 ] [ 1604 ] [ 1605 ] [ 1606 ] [ 1607 ] [ 1608 ] [ 1609 ] [ 1610 ] [ 1611 ] [ 1612 ] [ 1613 ] [ 1614 ] [ 1615 ] [ 1616 ] [ 1617 ] [ 1618 ] [ 1619 ] [ 1620 ] [ 1621 ] [ 1622 ] [ 1623 ] [ 1624 ] [ 1625 ] [ 1626 ] [ 1627 ] [ 1628 ] [ 1629 ] [ 1630 ] [ 1631 ] [ 1632 ] [ 1633 ] [ 1634 ] [ 1635 ] [ 1636 ] [ 1637 ] [ 1638 ] [ 1639 ] [ 1640 ] [ 1641 ] [ 1642 ] [ 1643 ] [ 1644 ] [ 1645 ] [ 1646 ] [ 1647 ] [ 1648 ] [ 1649 ] [ 1650 ] [ 1651 ] [ 1652 ] [ 1653 ] [ 1654 ] [ 1655 ] [ 1656 ] [ 1657 ] [ 1658 ] [ 1659 ] [ 1660 ] [ 1661 ] [ 1662 ] [ 1663 ] [ 1664 ] [ 1665 ] [ 1666 ] [ 1667 ] [ 1668 ] [ 1669 ] [ 1670 ] [ 1671 ] [ 1672 ] [ 1673 ] [ 1674 ] [ 1675 ] [ 1676 ] [ 1677 ] [ 1678 ] [ 1679 ] [ 1680 ] [ 1681 ] [ 1682 ] [ 1683 ] [ 1684 ] [ 1685 ] [ 1686 ] [ 1687 ] [ 1688 ] [ 1689 ] [ 1690 ] [ 1691 ] [ 1692 ] [ 1693 ] [ 1694 ] [ 1695 ] [ 1696 ] [ 1697 ] [ 1698 ] [ 1699 ] [ 1700 ] [ 1701 ] [ 1702 ] [ 1703 ] [ 1704 ] [ 1705 ] [ 1706 ] [ 1707 ] [ 1708 ] [ 1709 ] [ 1710 ] [ 1711 ] [ 1712 ] [ 1713 ] [ 1714 ] [ 1715 ] [ 1716 ] [ 1717 ] [ 1718 ] [ 1719 ] [ 1720 ] [ 1721 ] [ 1722 ] [ 1723 ] [ 1724 ] [ 1725 ] [ 1726 ] [ 1727 ] [ 1728 ] [ 1729 ] [ 1730 ] [ 1731 ] [ 1732 ] [ 1733 ] [ 1734 ] [ 1735 ] [ 1736 ] [ 1737 ] [ 1738 ] [ 1739 ] [ 1740 ] [ 1741 ] [ 1742 ] [ 1743 ] [ 1744 ] [ 1745 ] [ 1746 ] [ 1747 ] [ 1748 ] [ 1749 ] [ 1750 ] [ 1751 ] [ 1752 ] [ 1753 ] [ 1754 ] [ 1755 ] [ 1756 ] [ 1757 ] [ 1758 ] [ 1759 ] [ 1760 ] [ 1761 ] [ 1762 ] [ 1763 ] [ 1764 ] [ 1765 ] [ 1766 ] [ 1767 ] [ 1768 ] [ 1769 ] [ 1770 ] [ 1771 ] [ 1772 ] [ 1773 ] [ 1774 ] [ 1775 ] [ 1776 ] [ 1777 ] [ 1778 ] [ 1779 ] [ 1780 ] [ 1781 ] [ 1782 ] [ 1783 ] [ 1784 ] [ 1785 ] [ 1786 ] [ 1787 ] [ 1788 ] [ 1789 ] [ 1790 ] [ 1791 ] [ 1792 ] [ 1793 ] [ 1794 ] [ 1795 ] [ 1796 ] [ 1797 ] [ 1798 ] [ 1799 ] [ 1800 ] [ 1801 ] [ 1802 ] [ 1803 ] [ 1804 ] [ 1805 ] [ 1806 ] [ 1807 ] [ 1808 ] [ 1809 ] [ 1810 ] [ 1811 ] [ 1812 ] [ 1813 ] [ 1814 ] [ 1815 ] [ 1816 ] [ 1817 ] [ 1818 ] [ 1819 ] [ 1820 ] [ 1821 ] [ 1822 ] [ 1823 ] [ 1824 ] [ 1825 ] [ 1826 ] [ 1827 ] [ 1828 ] [ 1829 ] [ 1830 ] [ 1831 ] [ 1832 ] [ 1833 ] [ 1834 ] [ 1835 ] [ 1836 ] [ 1837 ] [ 1838 ] [ 1839 ] [ 1840 ] [ 1841 ] [ 1842 ] [ 1843 ] [ 1844 ] [ 1845 ] [ 1846 ] [ 1847 ] [ 1848 ] [ 1849 ] [ 1850 ] [ 1851 ] [ 1852 ] [ 1853 ] [ 1854 ] [ 1855 ] [ 1856 ] [ 1857 ] [ 1858 ] [ 1859 ] [ 1860 ] [ 1861 ] [ 1862 ] [ 1863 ] [ 1864 ] [ 1865 ] [ 1866 ] [ 1867 ] [ 1868 ] [ 1869 ] [ 1870 ] [ 1871 ] [ 1872 ] [ 1873 ] [ 1874 ] [ 1875 ] [ 1876 ] [ 1877 ] [ 1878 ] [ 1879 ] [ 1880 ] [ 1881 ] [ 1882 ] [ 1883 ] [ 1884 ] [ 1885 ] [ 1886 ] [ 1887 ] [ 1888 ] [ 1889 ] [ 1890 ] [ 1891 ] [ 1892 ] [ 1893 ] [ 1894 ] [ 1895 ] [ 1896 ] [ 1897 ] [ 1898 ] [ 1899 ] [ 1900 ] [ 1901 ] [ 1902 ] [ 1903 ] [ 1904 ] [ 1905 ] [ 1906 ] [ 1907 ] [ 1908 ] [ 1909 ] [ 1910 ] [ 1911 ] [ 1912 ] [ 1913 ] [ 1914 ] [ 1915 ] [ 1916 ] [ 1917 ] [ 1918 ] [ 1919 ] [ 1920 ] [ 1921 ] [ 1922 ] [ 1923 ] [ 1924 ] [ 1925 ] [ 1926 ] [ 1927 ] [ 1928 ] [ 1929 ] [ 1930 ] [ 1931 ] [ 1932 ] [ 1933 ] [ 1934 ] [ 1935 ] [ 1936 ] [ 1937 ] [ 1938 ] [ 1939 ] [ 1940 ] [ 1941 ] [ 1942 ] [ 1943 ] [ 1944 ] [ 1945 ] [ 1946 ] [ 1947 ] [ 1948 ] [ 1949 ] [ 1950 ] [ 1951 ] [ 1952 ] [ 1953 ] [ 1954 ] [ 1955 ] [ 1956 ] [ 1957 ] [ 1958 ] [ 1959 ] [ 1960 ] [ 1961 ] [ 1962 ] [ 1963 ] [ 1964 ] [ 1965 ] [ 1966 ] [ 1967 ] [ 1968 ] [ 1969 ] [ 1970 ] [ 1971 ] [ 1972 ] [ 1973 ] [ 1974 ] [ 1975 ] [ 1976 ] [ 1977 ] [ 1978 ] [ 1979 ] [ 1980 ] [ 1981 ] [ 1982 ] [ 1983 ] [ 1984 ] [ 1985 ] [ 1986 ] [ 1987 ] [ 1988 ] [ 1989 ] [ 1990 ] [ 1991 ] [ 1992 ] [ 1993 ] [ 1994 ] [ 1995 ] [ 1996 ] [ 1997 ] [ 1998 ] [ 1999 ] [ 2000 ] [ 2001 ] [ 2002 ] [ 2003 ] [ 2004 ] [ 2005 ] [ 2006 ] [ 2007 ] [ 2008 ] [ 2009 ] [ 2010 ] [ 2011 ] [ 2012 ] [ 2013 ] [ 2014 ] [ 2015 ] [ 2016 ] [ 2017 ] [ 2018 ] [ 2019 ] [ 2020 ] [ 2021 ] [ 2022 ] [ 2023 ] [ 2024 ] [ 2025 ] [ 2026 ] [ 2027 ] [ 2028 ] [ 2029 ] [ 2030 ] [ 2031 ] [ 2032 ] [ 2033 ] [ 2034 ] [ 2035 ] [ 2036 ] [ 2037 ] [ 2038 ] [ 2039 ] [ 2040 ] [ 2041 ] [ 2042 ] [ 2043 ] [ 2044 ] [ 2045 ] [ 2046 ] [ 2047 ] [ 2048 ] [ 2049 ] [ 2050 ] [ 2051 ] [ 2052 ] [ 2053 ] [ 2054 ] [ 2055 ] [ 2056 ] [ 2057 ] [ 2058 ] [ 2059 ] [ 2060 ] [ 2061 ] [ 2062 ] [ 2063 ] [ 2064 ] [ 2065 ] [ 2066 ] [ 2067 ] [ 2068 ] [ 2069 ] [ 2070 ] [ 2071 ] [ 2072 ] [ 2073 ] [ 2074 ] [ 2075 ] [ 2076 ] [ 2077 ] [ 2078 ] [ 2079 ] [ 2080 ] [ 2081 ] [ 2082 ] [ 2083 ] [ 2084 ] [ 2085 ] [ 2086 ] [ 2087 ] [ 2088 ] [ 2089 ] [ 2090 ] [ 2091 ] [ 2092 ] [ 2093 ] [ 2094 ] [ 2095 ] [ 2096 ] [ 2097 ] [ 2098 ] [ 2099 ] [ 2100 ] [ 2101 ] [ 2102 ] [ 2103 ] [ 2104 ] [ 2105 ] [ 2106 ] [ 2107 ] [ 2108 ] [ 2109 ] [ 2110 ] [ 2111 ] [ 2112 ] [ 2113 ] [ 2114 ] [ 2115 ] [ 2116 ] [ 2117 ] [ 2118 ] [ 2119 ] [ 2120 ] [ 2121 ] [ 2122 ] [ 2123 ] [ 2124 ] [ 2125 ] [ 2126 ] [ 2127 ] [ 2128 ] [ 2129 ] [ 2130 ] [ 2131 ] [ 2132 ] [ 2133 ] [ 2134 ] [ 2135 ] [ 2136 ] [ 2137 ] [ 2138 ] [ 2139 ] [ 2140 ] [ 2141 ] [ 2142 ] [ 2143 ] [ 2144 ] [ 2145 ] [ 2146 ] [ 2147 ] [ 2148 ] [ 2149 ] [ 2150 ] [ 2151 ] [ 2152 ] [ 2153 ] [ 2154 ] [ 2155 ] [ 2156 ] [ 2157 ] [ 2158 ] [ 2159 ] [ 2160 ] [ 2161 ] [ 2162 ] [ 2163 ] [ 2164 ] [ 2165 ] [ 2166 ] [ 2167 ] [ 2168 ] [ 2169 ] [ 2170 ] [ 2171 ] [ 2172 ] [ 2173 ] [ 2174 ] [ 2175 ] [ 2176 ] [ 2177 ] [ 2178 ] [ 2179 ] [ 2180 ] [ 2181 ] [ 2182 ] [ 2183 ] [ 2184 ] [ 2185 ] [ 2186 ] [ 2187 ] [ 2188 ] [ 2189 ] [ 2190 ] [ 2191 ] [ 2192 ] [ 2193 ] [ 2194 ] [ 2195 ] [ 2196 ] [ 2197 ] [ 2198 ] [ 2199 ] [ 2200 ] [ 2201 ] [ 2202 ] [ 2203 ] [ 2204 ] [ 2205 ] [ 2206 ] [ 2207 ] [ 2208 ] [ 2209 ] [ 2210 ] [ 2211 ] [ 2212 ] [ 2213 ] [ 2214 ] [ 2215 ] [ 2216 ] [ 2217 ] [ 2218 ] [ 2219 ] [ 2220 ] [ 2221 ] [ 2222 ] [ 2223 ] [ 2224 ] [ 2225 ] [ 2226 ] [ 2227 ] [ 2228 ] [ 2229 ] [ 2230 ] [ 2231 ] [ 2232 ] [ 2233 ] [ 2234 ] [ 2235 ] [ 2236 ] [ 2237 ] [ 2238 ] [ 2239 ] [ 2240 ] [ 2241 ] [ 2242 ] [ 2243 ] [ 2244 ] [ 2245 ] [ 2246 ] [ 2247 ] [ 2248 ] [ 2249 ] [ 2250 ] [ 2251 ] [ 2252 ] [ 2253 ] [ 2254 ] [ 2255 ] [ 2256 ] [ 2257 ] [ 2258 ] [ 2259 ] [ 2260 ] [ 2261 ] [ 2262 ] [ 2263 ] [ 2264 ] [ 2265 ] [ 2266 ] [ 2267 ] [ 2268 ] [ 2269 ] [ 2270 ] [ 2271 ] [ 2272 ] [ 2273 ] [ 2274 ] [ 2275 ] [ 2276 ] [ 2277 ] [ 2278 ] [ 2279 ] [ 2280 ] [ 2281 ] [ 2282 ] [ 2283 ] [ 2284 ] [ 2285 ] [ 2286 ] [ 2287 ] [ 2288 ] [ 2289 ] [ 2290 ] [ 2291 ] [ 2292 ] [ 2293 ] [ 2294 ] [ 2295 ] [ 2296 ] [ 2297 ] [ 2298 ] [ 2299 ] [ 2300 ] [ 2301 ] [ 2302 ] [ 2303 ] [ 2304 ] [ 2305 ] [ 2306 ] [ 2307 ] [ 2308 ] [ 2309 ] [ 2310 ] [ 2311 ] [ 2312 ] [ 2313 ] [ 2314 ] [ 2315 ] [ 2316 ] [ 2317 ] [ 2318 ] [ 2319 ] [ 2320 ] [ 2321 ] [ 2322 ] [ 2323 ] [ 2324 ] [ 2325 ] [ 2326 ] [ 2327 ] [ 2328 ] [ 2329 ] [ 2330 ] [ 2331 ] [ 2332 ] [ 2333 ] [ 2334 ] [ 2335 ] [ 2336 ] [ 2337 ] [ 2338 ] [ 2339 ] [ 2340 ] [ 2341 ] [ 2342 ] [ 2343 ] [ 2344 ] [ 2345 ] [ 2346 ] [ 2347 ] [ 2348 ] [ 2349 ] [ 2350 ] [ 2351 ] [ 2352 ] [ 2353 ] [ 2354 ] [ 2355 ] [ 2356 ] [ 2357 ] [ 2358 ] [ 2359 ] [ 2360 ] [ 2361 ] [ 2362 ] [ 2363 ] [ 2364 ] [ 2365 ] [ 2366 ] [ 2367 ] [ 2368 ] [ 2369 ] [ 2370 ] [ 2371 ] [ 2372 ] [ 2373 ] [ 2374 ] [ 2375 ] [ 2376 ] [ 2377 ] [ 2378 ] [ 2379 ] [ 2380 ] [ 2381 ] [ 2382 ] [ 2383 ] [ 2384 ] [ 2385 ] [ 2386 ] [ 2387 ] [ 2388 ] [ 2389 ] [ 2390 ] [ 2391 ] [ 2392 ] [ 2393 ] [ 2394 ] [ 2395 ] [ 2396 ] [ 2397 ] [ 2398 ] [ 2399 ] [ 2400 ] [ 2401 ] [ 2402 ] [ 2403 ] [ 2404 ] [ 2405 ] [ 2406 ] [ 2407 ] [ 2408 ] [ 2409 ] [ 2410 ] [ 2411 ] [ 2412 ] [ 2413 ] [ 2414 ] [ 2415 ] [ 2416 ] [ 2417 ] [ 2418 ] [ 2419 ] [ 2420 ] [ 2421 ] [ 2422 ] [ 2423 ] [ 2424 ] [ 2425 ] [ 2426 ] [ 2427 ] [ 2428 ] [ 2429 ] [ 2430 ] [ 2431 ] [ 2432 ] [ 2433 ] [ 2434 ] [ 2435 ] [ 2436 ] [ 2437 ] [ 2438 ] [ 2439 ] [ 2440 ] [ 2441 ] [ 2442 ] [ 2443 ] [ 2444 ] [ 2445 ] [ 2446 ] [ 2447 ] [ 2448 ] [ 2449 ] [ 2450 ] [ 2451 ] [ 2452 ] [ 2453 ] [ 2454 ] [ 2455 ] [ 2456 ] [ 2457 ] [ 2458 ] [ 2459 ] [ 2460 ] [ 2461 ] [ 2462 ] [ 2463 ] [ 2464 ] [ 2465 ] [ 2466 ] [ 2467 ] [ 2468 ] [ 2469 ] [ 2470 ] [ 2471 ] [ 2472 ] [ 2473 ] [ 2474 ] [ 2475 ] [ 2476 ] [ 2477 ] [ 2478 ] [ 2479 ] [ 2480 ] [ 2481 ] [ 2482 ] [ 2483 ] [ 2484 ] [ 2485 ] [ 2486 ] [ 2487 ] [ 2488 ] [ 2489 ] [ 2490 ] [ 2491 ] [ 2492 ] [ 2493 ] [ 2494 ] [ 2495 ] [ 2496 ] [ 2497 ] [ 2498 ] [ 2499 ] [ 2500 ] [ 2501 ] [ 2502 ] [ 2503 ] [ 2504 ] [ 2505 ] [ 2506 ] [ 2507 ] [ 2508 ] [ 2509 ] [ 2510 ] [ 2511 ] [ 2512 ] [ 2513 ] [ 2514 ] [ 2515 ] [ 2516 ] [ 2517 ] [ 2518 ] [ 2519 ] [ 2520 ] [ 2521 ] [ 2522 ] [ 2523 ] [ 2524 ] [ 2525 ] [ 2526 ] [ 2527 ] [ 2528 ] [ 2529 ] [ 2530 ] [ 2531 ] [ 2532 ] [ 2533 ] [ 2534 ] [ 2535 ] [ 2536 ] [ 2537 ] [ 2538 ] [ 2539 ] [ 2540 ] [ 2541 ] [ 2542 ] [ 2543 ] [ 2544 ] [ 2545 ] [ 2546 ] [ 2547 ] [ 2548 ] [ 2549 ] [ 2550 ] [ 2551 ] [ 2552 ] [ 2553 ] [ 2554 ] [ 2555 ] [ 2556 ] [ 2557 ] [ 2558 ] [ 2559 ] [ 2560 ] [ 2561 ] [ 2562 ] [ 2563 ] [ 2564 ] [ 2565 ] [ 2566 ] [ 2567 ] [ 2568 ] [ 2569 ] [ 2570 ] [ 2571 ] [ 2572 ] [ 2573 ] [ 2574 ] [ 2575 ] [ 2576 ] [ 2577 ] [ 2578 ] [ 2579 ] [ 2580 ] [ 2581 ] [ 2582 ] [ 2583 ] [ 2584 ] [ 2585 ] [ 2586 ] [ 2587 ] [ 2588 ] [ 2589 ] [ 2590 ] [ 2591 ] [ 2592 ] [ 2593 ] [ 2594 ] [ 2595 ] [ 2596 ] [ 2597 ] [ 2598 ] [ 2599 ] [ 2600 ] [ 2601 ] [ 2602 ] [ 2603 ] [ 2604 ] [ 2605 ] [ 2606 ] [ 2607 ] [ 2608 ] [ 2609 ] [ 2610 ] [ 2611 ] [ 2612 ] [ 2613 ] [ 2614 ] [ 2615 ] [ 2616 ] [ 2617 ] [ 2618 ] [ 2619 ] [ 2620 ] [ 2621 ] [ 2622 ] [ 2623 ] [ 2624 ] [ 2625 ] [ 2626 ] [ 2627 ] [ 2628 ] [ 2629 ] [ 2630 ] [ 2631 ] [ 2632 ] [ 2633 ] [ 2634 ] [ 2635 ] [ 2636 ] [ 2637 ] [ 2638 ] [ 2639 ] [ 2640 ] [ 2641 ] [ 2642 ] [ 2643 ] [ 2644 ] [ 2645 ] [ 2646 ] [ 2647 ] [ 2648 ] [ 2649 ] [ 2650 ] [ 2651 ] [ 2652 ] [ 2653 ] [ 2654 ] [ 2655 ] [ 2656 ] [ 2657 ] [ 2658 ] [ 2659 ] [ 2660 ] [ 2661 ] [ 2662 ] [ 2663 ] [ 2664 ] [ 2665 ] [ 2666 ] [ 2667 ] [ 2668 ] [ 2669 ] [ 2670 ] [ 2671 ] [ 2672 ] [ 2673 ] [ 2674 ] [ 2675 ] [ 2676 ] [ 2677 ] [ 2678 ] [ 2679 ] [ 2680 ] [ 2681 ] [ 2682 ] [ 2683 ] [ 2684 ] [ 2685 ] [ 2686 ] [ 2687 ] [ 2688 ] [ 2689 ] [ 2690 ] [ 2691 ] [ 2692 ] [ 2693 ] [ 2694 ] [ 2695 ] [ 2696 ] [ 2697 ] [ 2698 ] [ 2699 ] [ 2700 ] [ 2701 ] [ 2702 ] [ 2703 ] [ 2704 ] [ 2705 ] [ 2706 ] [ 2707 ] [ 2708 ] [ 2709 ] [ 2710 ] [ 2711 ] [ 2712 ] [ 2713 ] [ 2714 ] [ 2715 ] [ 2716 ] [ 2717 ] [ 2718 ] [ 2719 ] [ 2720 ] [ 2721 ] [ 2722 ] [ 2723 ] [ 2724 ] [ 2725 ] [ 2726 ] [ 2727 ] [ 2728 ] [ 2729 ] [ 2730 ] [ 2731 ] [ 2732 ] [ 2733 ] [ 2734 ] [ 2735 ] [ 2736 ] [ 2737 ] [ 2738 ] [ 2739 ] [ 2740 ] [ 2741 ] [ 2742 ] [ 2743 ] [ 2744 ] [ 2745 ] [ 2746 ] [ 2747 ] [ 2748 ] [ 2749 ] [ 2750 ] [ 2751 ] [ 2752 ] [ 2753 ] [ 2754 ] [ 2755 ] [ 2756 ] [ 2757 ] [ 2758 ] [ 2759 ] [ 2760 ] [ 2761 ] [ 2762 ] [ 2763 ] [ 2764 ] [ 2765 ] [ 2766 ] [ 2767 ] [ 2768 ] [ 2769 ] [ 2770 ] [ 2771 ] [ 2772 ] [ 2773 ] [ 2774 ] [ 2775 ] [ 2776 ] [ 2777 ] [ 2778 ] [ 2779 ] [ 2780 ] [ 2781 ] [ 2782 ] [ 2783 ] [ 2784 ] [ 2785 ] [ 2786 ] [ 2787 ] [ 2788 ] [ 2789 ] [ 2790 ] [ 2791 ] [ 2792 ] [ 2793 ] [ 2794 ] [ 2795 ] [ 2796 ] [ 2797 ] [ 2798 ] [ 2799 ] [ 2800 ] [ 2801 ] [ 2802 ] [ 2803 ] [ 2804 ] [ 2805 ] [ 2806 ] [ 2807 ] [ 2808 ] [ 2809 ] [ 2810 ] [ 2811 ] [ 2812 ] [ 2813 ] [ 2814 ] [ 2815 ] [ 2816 ] [ 2817 ] [ 2818 ] [ 2819 ] [ 2820 ] [ 2821 ] [ 2822 ] [ 2823 ] [ 2824 ] [ 2825 ] [ 2826 ] [ 2827 ] [ 2828 ] [ 2829 ] [ 2830 ] [ 2831 ] [ 2832 ] [ 2833 ] [ 2834 ] [ 2835 ] [ 2836 ] [ 2837 ] [ 2838 ] [ 2839 ] [ 2840 ] [ 2841 ] [ 2842 ] [ 2843 ] [ 2844 ] [ 2845 ] [ 2846 ] [ 2847 ] [ 2848 ] [ 2849 ] [ 2850 ] [ 2851 ] [ 2852 ] [ 2853 ] [ 2854 ] [ 2855 ] [ 2856 ] [ 2857 ] [ 2858 ] [ 2859 ] [ 2860 ] [ 2861 ] [ 2862 ] [ 2863 ] [ 2864 ] [ 2865 ] [ 2866 ] [ 2867 ] [ 2868 ] [ 2869 ] [ 2870 ] [ 2871 ] [ 2872 ] [ 2873 ] [ 2874 ] [ 2875 ] [ 2876 ] [ 2877 ] [ 2878 ] [ 2879 ] [ 2880 ] [ 2881 ] [ 2882 ] [ 2883 ] [ 2884 ] [ 2885 ] [ 2886 ] [ 2887 ] [ 2888 ] [ 2889 ] [ 2890 ] [ 2891 ] [ 2892 ] [ 2893 ] [ 2894 ] [ 2895 ] [ 2896 ] [ 2897 ] [ 2898 ] [ 2899 ] [ 2900 ] [ 2901 ] [ 2902 ] [ 2903 ] [ 2904 ] [ 2905 ] [ 2906 ] [ 2907 ] [ 2908 ] [ 2909 ] [ 2910 ] [ 2911 ] [ 2912 ] [ 2913 ] [ 2914 ] [ 2915 ] [ 2916 ] [ 2917 ] [ 2918 ] [ 2919 ] [ 2920 ] [ 2921 ] [ 2922 ] [ 2923 ] [ 2924 ] [ 2925 ] [ 2926 ] [ 2927 ] [ 2928 ] [ 2929 ] [ 2930 ] [ 2931 ] [ 2932 ] [ 2933 ] [ 2934 ] [ 2935 ] [ 2936 ] [ 2937 ] [ 2938 ] [ 2939 ] [ 2940 ] [ 2941 ] [ 2942 ] [ 2943 ] [ 2944 ] [ 2945 ] [ 2946 ] [ 2947 ] [ 2948 ] [ 2949 ] [ 2950 ] [ 2951 ] [ 2952 ] [ 2953 ] [ 2954 ] [ 2955 ] [ 2956 ] [ 2957 ] [ 2958 ] [ 2959 ] [ 2960 ] [ 2961 ] [ 2962 ] [ 2963 ] [ 2964 ] [ 2965 ] [ 2966 ] [ 2967 ] [ 2968 ] [ 2969 ] [ 2970 ] [ 2971 ] [ 2972 ] [ 2973 ] [ 2974 ] [ 2975 ] [ 2976 ] [ 2977 ] [ 2978 ] [ 2979 ] [ 2980 ] [ 2981 ] [ 2982 ] [ 2983 ] [ 2984 ] [ 2985 ] [ 2986 ] [ 2987 ] [ 2988 ] [ 2989 ] [ 2990 ] [ 2991 ] [ 2992 ] [ 2993 ] [ 2994 ] [ 2995 ] [ 2996 ] [ 2997 ] [ 2998 ] [ 2999 ] [ 3000 ] [ 3001 ] [ 3002 ] [ 3003 ] [ 3004 ] [ 3005 ] [ 3006 ] [ 3007 ] [ 3008 ] [ 3009 ] [ 3010 ] [ 3011 ] [ 3012 ] [ 3013 ] [ 3014 ] [ 3015 ] [ 3016 ] [ 3017 ] [ 3018 ] [ 3019 ] [ 3020 ] [ 3021 ] [ 3022 ] [ 3023 ] [ 3024 ] [ 3025 ] [ 3026 ] [ 3027 ] [ 3028 ] [ 3029 ] [ 3030 ] [ 3031 ] [ 3032 ] [ 3033 ] [ 3034 ] [ 3035 ] [ 3036 ] [ 3037 ] [ 3038 ] [ 3039 ] [ 3040 ] [ 3041 ] [ 3042 ] [ 3043 ] [ 3044 ] [ 3045 ] [ 3046 ] [ 3047 ] [ 3048 ] [ 3049 ] [ 3050 ] [ 3051 ] [ 3052 ] [ 3053 ] [ 3054 ] [ 3055 ] [ 3056 ] [ 3057 ] [ 3058 ] [ 3059 ] [ 3060 ] [ 3061 ] [ 3062 ] [ 3063 ] [ 3064 ] [ 3065 ] [ 3066 ] [ 3067 ] [ 3068 ] [ 3069 ] [ 3070 ] [ 3071 ] [ 3072 ] [ 3073 ] [ 3074 ] [ 3075 ] [ 3076 ] [ 3077 ] [ 3078 ] [ 3079 ] [ 3080 ] [ 3081 ] [ 3082 ] [ 3083 ] [ 3084 ] [ 3085 ] [ 3086 ] [ 3087 ] [ 3088 ] [ 3089 ] [ 3090 ] [ 3091 ] [ 3092 ] [ 3093 ] [ 3094 ] [ 3095 ] [ 3096 ] [ 3097 ] [ 3098 ] [ 3099 ] [ 3100 ] [ 3101 ] [ 3102 ] [ 3103 ] [ 3104 ] [ 3105 ] [ 3106 ] [ 3107 ] [ 3108 ] [ 3109 ] [ 3110 ] [ 3111 ] [ 3112 ] [ 3113 ] [ 3114 ] [ 3115 ] [ 3116 ] [ 3117 ] [ 3118 ] [ 3119 ] [ 3120 ] [ 3121 ] [ 3122 ] [ 3123 ] [ 3124 ] [ 3125 ] [ 3126 ] [ 3127 ] [ 3128 ] [ 3129 ] [ 3130 ] [ 3131 ] [ 3132 ] [ 3133 ] [ 3134 ] [ 3135 ] [ 3136 ] [ 3137 ] [ 3138 ] [ 3139 ] [ 3140 ] [ 3141 ] [ 3142 ] [ 3143 ] [ 3144 ] [ 3145 ] [ 3146 ] [ 3147 ] [ 3148 ] [ 3149 ] [ 3150 ] [ 3151 ] [ 3152 ] [ 3153 ] [ 3154 ] [ 3155 ] [ 3156 ] [ 3157 ] [ 3158 ] [ 3159 ] [ 3160 ] [ 3161 ] [ 3162 ] [ 3163 ] [ 3164 ] [ 3165 ] [ 3166 ] [ 3167 ] [ 3168 ] [ 3169 ] [ 3170 ] [ 3171 ] [ 3172 ] [ 3173 ] [ 3174 ] [ 3175 ] [ 3176 ] [ 3177 ] [ 3178 ] [ 3179 ] [ 3180 ] [ 3181 ] [ 3182 ] [ 3183 ] [ 3184 ] [ 3185 ] [ 3186 ] [ 3187 ] [ 3188 ] [ 3189 ] [ 3190 ]
(Из коллекции В.П.Полухиной.
Бродский читает стихи в Гётеборге (Швеция).
См. Бродский, Книга интервью, М.: Захаров, 2005.
- Прим. В.П.Полухиной).
А.Г.СТЕПАНОВ (Тверь) ОБ ОДНОЙ СТРОФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ У И.БРОДСКОГО ("МУХА") Те, кто близко знал Бродского, вспоминают об одной его замеча- тельной способности: "Иосиф страшно много ловил из воздуха. Он с жад- ностью хватал новый item и старался его оприходовать, усвоить в стихах. Можно сказать, ничего не пропадало даром, всё утилизировалось - с неве- роятной, ошеломляющей ловкостью"1. В качестве объекта такой художе- ственной "утилизации" рассмотрим одну из строфических форм, которую Бродский использовал в стихотворении "Муха" (1985). Цель статьи - по- казать, что новаторство поэта в области строфики опирается на устойчи- вую традицию. "Муха" принадлежит к числу тех стихотворений Бродского, в кото- рых графика является важнейшим условием их поэтической выразительно- сти. Своеобразие графического построения достигается симметричным расположением разностопных строк в стихе (строфе), в результате чего пространство текста предстаёт в виде узора или геометрической фигуры, рассчитанных на зрительное восприятие и обнажающих тем самым эстети- ческую природу текста ("Стихи на бутылке, подаренной Андрею Сергее- ву", 1966; "Фонтан", 1967; "Разговор с небожителем", 1970; "Осень выго- няет меня из парка…", 1970-1971; "Бабочка", 1972; "Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова, 1973; "Муха", 1985 и др.). В ряде стихов Бродский на- следует традицию фигурных стихотворений, хорошо известных со времён античности, Возрождения и барокко. Автор carmen figuratum, как известно, стремился создать стихотворение, которое расположением строк напоминало бы форму описываемого в нём предмета (кувшин, крылья, ромб, свирель, алтарь, колонна)2. Этот иконический принцип, в частности, лёг в основу стихотворений Бродского "Фонтан" и "Бабочка", чья фигур- ная строфика напоминает соответственно расходящиеся кверху струи фон- тана и симметрично развёрнутые крылья бабочки3. Стихотворение "Муха" принадлежит к этому же типологическому ряду. Оно состоит из графически выделенных частей, или главок, каждая из которых включает три самостоятельные строфы. Эти главки и входящие в них строфы симметричны относительно осевой линии, совпадающей с "вертикальным" развёртыванием стихотворного текста. Трёхчастное деле- ние главок на строфы может быть соотнесено со строением мухи, тело ко- торой состоит из трёх основных отделов - головы, груди и брюшка: Пока ты пела, осень наступила. Лучина печку растопила. Пока ты пела и летала, похолодало. Теперь ты медленно ползёшь по глади замызганной плиты, не глядя туда, откуда ты взялась в апреле. Теперь ты еле передвигаешься. И ничего не стоит убить тебя. Но, как историк, смерть для которого скучней, чем мука, я медлю, муха…4 Так в графической организации текста реализовался иконический прин- цип, мотивированный заглавием - "Муха". Стихотворение написано неравностопным ямбом, который в 6 слу- чаях отступает от метрической схемы. Ямбические строки разной длины сгруппированы в строфические единицы - четверостишия. Несмотря на свою ритмическую вариативность, строфа достаточно жёстко урегулиро- вана. Её основным признаком является клаузульность: последняя строка вполовину короче предыдущих и составляет две стопы5. В трёх предшест- вующих стихах размер варьируется от 4- до 5-стопного ямба с незначи- тельным преобладанием строк четырёхстопника. Изменение размера про- исходит неупорядоченно. Его "эластичность" в немалой степени обуслов- лена синтаксисом, который строится на контрастном сочетании коротких синтагм с длинными периодами, состоящими из причастных и деепричаст- ных оборотов, придаточных предложений, вводных конструкций, обособ- ленных определений и обстоятельств. Они дробят речевой поток на само- стоятельные синтаксические единицы: Снаружи пасмурно. Мой орган тренья о вещи в комнате, по кличке зренье, сосредоточивается на обоях. Увы, с собой их узор насиженный ты взять не в силах, чтоб ошарашить серафимов хилых там, в эмпиреях, где царит молитва, идеей ритма и повторимости, с их колокольни - бессмысленной, берущей корни в отчаяньи, им - насекомым туч - незнакомым… (с. 105-106) В построении строфы Бродский отказывается от привычной последова- тельности рифм и употребляет рифму только одного типа - женскую, что согласуется с данными о возрастании доли женских рифм в творчестве Бродского6. Рифменные пары сочетаются по схеме: ААББ. Бродский в "Мухе" создал строфу7, которая на первый взгляд вполне индивидуальна и лишена отчётливых культурных ассоциаций. Она не от- сылает ни к какому конкретному тексту, не содержит указаний на жанр произведения. И хотя 45 % всех "хвостатых" строф типа ДДДк, по подсчё- там К.Д. Вишневского, приходится на произведения высоких жанров (эле- гии, медитации, послания)8, строфика "Мухи" тем не менее слабо связана с жанром и зависит скорее от общей традиции употребления строф в стихо- творной практике. Однако клаузульный характер строфы, состоящей из строк различной конфигурации, где последний короткий стих-вайзе кон- трастирует с предыдущими, позволяет увидеть в четверостишии реализа- цию структурного принципа сапфической строфы, хорошо из- вестной с античных времён. Перед нами - одна из её многочисленных ва- риаций. Сапфическая строфа была перенесена из греческой поэзии на рим- скую почву Горацием, который придал ей законченные формы. Сапфиче- ская строфа состояла из четырех нерифмованных стихов, написанных ло- гаэдическими размерами (три сапфических 11-сложника и адоний). Гора- ций усовершенствовал строфу, введя в неё постоянную цезуру после 5-го слога: О, Атланта внук, красноречьем славный! Дикий нрав людей первобытных, умный, Сгладил речью ты, а палестрой сделал Тело красивым…9 Из римской поэзии сапфическая строфа перекочевала в поэзию европей- скую, где трансформировалась под влиянием новых стиховых условий. Её стопная неоднородность (логаэдичность) сменилась регулярным метром на основе ударности / безударности; строфа приобрела рифму и чередование клаузул. В каноническом виде она стала применяться только в переводах и подражаниях античным стихам. Однако принцип неравностопности обра- зующих строфу стихов был сохранен как её отличительный признак, по- зволяющий экспериментировать с этой достаточно гибкой и выразитель- ной формой. Разумеется, прямой связи между сапфической строфой и строфикой "Мухи" нет, но эта связь может быть опосредованной. Бродский мог вос- принять структурный принцип сапфической строфы не только через ан- тичность, но и через творчество более поздних поэтов, создававших свои вариации на основе исходной модели. В английской поэзии начала XVII в. с её культом строфы такие строфические дериваты можно встретить, на- пример, у Дж.Донна (John Donn). Примером может служить стихотворе- ние "Hymn to God the Father" ("Гимн Богу-Отцу"), которое своими очерта- ниями напоминает сапфическую строфу: Wilt thou forgive that sin where I begun, Which was my sin though it were done before? Wilt thou forgive that sin through which I run, And do run still, though still I do deplore? When thou hast done, thou hast not done, For I have more…10 Как видим, Донн существенно трансформировал сапфическую строфу, адаптировав её к английской просодии. Логаэдическую метрику он заме- нил альтернирующим ритмом, избрав в качестве метрической схемы не- равностопный ямб (555542); ввёл в стихи мужскую рифму, сгруппировав строки при помощи тройной перекрёстной рифмовки. Кроме того, Донн увеличил объём строфы, повысив количество входящих в неё строк с че- тырех до шести. Дериваты сапфической строфы находим и у другого английского по- эта-метафизика, младшего современника Донна - Джорджа Херберта (George Herbert), уделявшего особое внимание графике (иконичность фор- мы11) и строфике. В стихотворении "Virtue" ("Добродетель") строфа, со- стоящая из четырёх неравностопных стихов (4442), оказывается ближе к античному образцу, чем вариант сапфической строфы Донна: Sweet day, so cool, so calm, so bright, The bridal of the earth and sky: The dew shall weep thy fall tonight; For thou must die… (p.463) Со строфикой Донна строфу Херберта сближает перекрёстная рифма и синтаксический параллелизм коротких стихов, играющий, как и у Донна, роль рефрена: Sweet rose, whose hue, angry and brave, Bids the rash gazer wipe his eye: Thy root is ever in its grave, And thou must die… (там же) Опыт английских поэтов XVI-XVII вв., актуализировавших художе- ственные возможности строфической формы, не мог не заинтересовать Бродского12, который с первых шагов в литературе опирался на англий- скую поэтическую традицию. Не остался без внимания и совет, данный ему в своё время Ахматовой: "Иосиф, если вы захотите писать большую поэму, прежде всего придумайте свою строфу - вот как англичане это де- лают"13. Таким образом, строфическое новаторство не означает отказа от традиции. Сапфическая строфа оказалась эстетически продуктивной худо- жественной моделью, способной модифицироваться и обновляться в пре- делах структурно очерченного инварианта14. Эксперименты с сапфической строфой в английской поэзии не зату- хают вплоть до XX в. Ритмическая выделенность последней строки давала возможность перераспределять семантическую нагрузку в строфе, резю- мируя и "заостряя" мысль, в результате чего строфический ритм становил- ся более отчётливым, а лирическая эмоция более ощутимой. В качестве примера приведём фрагмент стихотворения Томаса Харди (Thomas Hardy) "On the Departure Platform" ("Прощанье на перроне"): We kissed at the barrier; and passing through She left me, and moment by moment got Smaller and smaller, until to my view She was but a spot; A wee white spot of muslin fluff That down the diminishing platform bore Through hustling crowds of gentle and rough To the carriage door…15 Прерывистость ритмико-интонационного движения стиха обеспечивается стяжением безударных слогов (тенденция к логаэдизации) и сокращением числа метрических групп (укороченный заключительный стих), что прида- ёт воплощаемому чувству эмоциональную насыщенность и напряжён- ность. Освоение выразительных возможностей сапфической строфы шло параллельно и в американской поэзии. В стихотворении "Tree at my win- dow" ("Дерево в окне") Роберта Фроста (Robert Frost) структурный прин- цип сапфической строфы ощущается вполне отчётливо благодаря деструк- ции регулярного метра, вызывающего ассоциацию с античными логаэди- ческими размерами. Но этот принцип, интересный сам по себе, важен не как знак определённой традиции, а как средство динамизации стиха, спо- соб интенсификации поэтической формы, позволяющей выразить, в том числе и на строфическом уровне текста, тончайшие оттенки лирического переживания: Tree at my window, window tree, My sash is lowered when night comes on; But let there never be curtain drawn Between you and me. Vague dream-head lifted out of the ground, And thing next most diffuse to cloud, Not all your light tongues talking aloud Could be profound… (p. 698) Из английских и американских поэтов XX в., чья строфика могла активи- зировать поиски Бродского в этом направлении, следует назвать Дэвида Херберта Лоуренса (David Herbert Lawrence), Дилана Томаса (Dylan Tho- mas), Уистена Хью Одена (Wystan Hugh Auden)16, Роберта Лоуэлла (Robert Lowell), Ричарда Уилбера (Richard Wilbur) и др. В русской поэзии сапфическая строфа была известна со времён Си- меона Полоцкого. Он организовывал строфу в соответствии с господство- вавшим силлабическим принципом, сохраняя равенство слогов и пренеб- регая строгостью в размещении ударений ("Щастию не верити"): Из числа седми мудрых муж избранный, Собственным Солон именем прозванный, С царем лидийским Крезом глаголаше и увещаше…17 Следуя античному канону, Симеон Полоцкий сохраняет цезуру по- сле 5-го слога, но вводит по аналогии с польским стихом женскую парную рифму. В XVIII в. в одах А.П.Сумарокова сапфическая строфа отчётливо эволюционирует в сторону силлабо-тоники. И хотя Сумароков старался строго придерживаться традиции, в условиях складывающейся системы русского стихосложения делать это было всё труднее. Вот почему в "Гим- не Венере" и "Оде сафической" поэт, сохранив логаэдический принцип, отказался от обязательной цезуры после 5-го слога и ввёл отсутствовав- шую у Сафо и Горация рифму: Не противлюсь сильной, богиня, власти; Отвращай лишь только любви напасти. Взор прельстив, мой разум ты весь пленила, Сердце склонила…18 Парно сочетающаяся в "Гимне Венере" женская рифма соответствует ха- рактеру и расположению рифм в стихотворении Бродского: Пока ты пела, осень наступила. Лучина печку растопила. Пока ты пела и летала, похолодало… (с. 99) Вместе с Сумароковым сапфическую строфу в XVIII - начале XIX в. ин- тенсивно осваивают А.Н.Радищев, А.Ф.Мерзляков, А.Х.Востоков, ведя поиск метрических эквивалентов "сафическим" одам. Молодой Пушкин, создавая неравностопные (с укороченным по- следним стихом) строфы ("К ней" (Эльвине), 1815; "Наполеон на Эльбе", 1815; "Певец", 1816), вполне мог ориентироваться на прообраз сапфиче- ской строфы, воспринятый через французскую поэзию, Г.Р.Державина и В.А.Жуковского19: Вечерняя заря в пучине догорала, Над мрачной Эльбою носилась тишина, Сквозь тучи бледные тихонько пробегала Туманная луна…20 ("Наполеон на Эльбе") Пушкин довольно свободно обходится с этой строфической формой, располагая стихи по принципу стопной кратности (6663), перемежая их перекрёстной рифмой и отказываясь от цезуры, которую он соблюдает только в первом стихе. Как уже упоминалось, возвращение к каноническому облику сапфи- ческой строфы оказалось возможным лишь в подражаниях античным сти- хам. Среди поэтов серебряного века, экспериментировавших с этой моде- лью, наиболее совершенные "античные" образцы удалось создать Вяч. Иванову: О Фантазия! Ты скупцу подобна, Что, лепты скопив, их растит лихвою, Малый меди вес обращая мудро В золота груды… 21 ("К Фантазии") У него же мы встречаем и необычные дериваты сапфической стро- фы, в которых не соблюдён единый ритмический рисунок (составляющие строфу стихи ритмически расшатаны): Серебряно-матовым вырезом горы Об-он-пол обстали озеро мрачное… В заповедное, родное, прозрачное Уходят взоры!… ("Об-он-пол", с. 273) В отличие от Вяч.Иванова, тяготеющего к экспериментам с антоло- гической формой, М.Кузмин избрал сапфическую строфу объектом чис- той художественной стилизации, воскресив в строфике античную поэтиче- скую традицию: Тщетно жечь огонь на высокой башне, Тщетно взор вперять в темноту ночную, Тщетно косы плесть, умащаться нардом, Бедная Геро!…22 ("Геро") Кузмин реконструировал логаэдическую метрику сапфической строфы (три сапфических 11-сложника и адоний) и сохранил регулярную цезуру после 5-го слога, создав аналог античной строфы средствами силлабо- тоники. Из поэтов начала XX в. близок М.Кузмину С.Соловьёв, сознательно ориентирующийся в своих стихах (не без посредничества Вяч.Иванова) на античные образцы. М.Л.Гаспаров приводит звучание его сапфической строфы из стихотворения "Надгробие", посвящённого утонувшему зимой другу, тело которого до весны оставалось вмёрзшим в лёд 23: Тихо спал ты зиму в глухой гробнице Синих льдин, покровом завёрнут снежным. С лаской принял юношу гроб хрустальный В мёртвое лоно… Всё это позволяет говорить о том, что строфика стихотворения Брод- ского опирается на устойчивую традицию24. Являясь дериватом сапфиче- ской строфы, значительно удалённым от исходной модели, строфическая организация "Мухи"25 тем не менее воспроизводит сам структурный принцип этой строфы и "отсылает ассоциации читателя - то с большей, то с меньшей настойчивостью - лишь в некоторую смутно намеченную об- ласть истории культуры, где такой структурный принцип проявлялся в по- эзии обильнее и разнообразнее"26. Строфа Бродского рождается из взаимо- действия двух противоположных тенденций. Едва уловимое "эхо", вызы- ваемое строфической традицией, не заглушает индивидуального звучания строфы, сохраняющей новизну и своеобразие. Интересно, что богатый логаэдический и строфический опыт люби- мого Бродским поэта - Цветаевой - за исключением ошеломляющих ан- жамбманов, не оказал влияния на его поэтику. Неравностопные строфы с укороченным последним стихом, широко представленные в её поэзии27, далеко отстоят от строфы сапфической и, как правило, не вызывают ассо- циаций с античными строфическими формами. Их гипотетическая "анто- логичность" нейтрализуется резко индивидуальной манерой ритмообразо- вания. Как показал Е.Г.Эткинд, логаэдическая строфа Цветаевой строится на жёсткой метрической заданности, имеющей характер неукоснительного закона28. Строфическое новаторство Цветаевой, оспаривающей в этой об- ласти первенство у Фета, заключается в создании новой строфической мо- дели, в основе которой - предельно конфликтная ситуация: "с одной сто- роны, максимально статическая стиховая матрица, с другой - столь же максимально динамичная, устремлённая вперёд, несущаяся поверх препят- ствий метра и строфики живая речь. Столкновение противоположных на- чал - статики и динамики <…> высвобождает энергию, ещё в русской по- эзии небывалую"29. Путь, которым шла Цветаева в повышении экспрессии стиха, для Бродского был закрыт. Чужд ему был и путь Маяковского, ак- центирующего отдельное, ритмически изолированное слово. Бродский вы- рабатывает свою стиховую тактику, в которой, помимо разработанной строфики, функцию основных смыслообразующих механизмов берут на себя усложнённый синтаксис, анжамбман30 и рифма. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Сергеев А. О Бродском // Знамя. 1997. № 4. С. 144. 2 Ср.: "Стихи, написанные в подобном стиле, могут быть охарактеризованы и как контурные стихи, построенные в форме какого-либо объекта <…>. В этих случаях длина строк и метрика определяют форму фигуры" (Адлер Дж. Непре- рывность традиций визуальной поэзии. Типология и систематика фигурных сти- хов // Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы: Антология. Калининград, 1998. С. 18). 3 Об иконичности формы стихов Бродского см.: Венцлова Т. О стихотворении Иосифа Бродского "Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова" // Новое лит. обо- зрение. 1998. № 33. С. 210. 4 Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского: В 4 т. / Под ред. Г.Ф. Комарова. СПб., 1994. Т. 3. С. 99 (в дальнейшем цитаты приводятся по этому изданию с указанием страниц в скобках). 5 Для обозначения подобных "хвостатых" строф с одиночной строкой иной стопности К.Д. Вишневский использует термин "вайзе" ("сирота"), заимствуя его у М.Л. Гаспарова, который так называл одиночный нерифмованный стих, за- вершающий рифмованную строфу (Вишневский К.Д. Структура неравностоп- ных строф // Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: В честь 60- летия М.Л.Гаспарова. М., 1996. С. 82). 6 Гаспаров М.Л. Рифма Бродского // Избранные статьи. М., 1995. С. 83. 7 Подробный анализ строфического репертуара Бродского до 1983 г. дан в ста- тье: Шерр Барри. Строфика Бродского // Поэтика Бродского: Сб. ст. / Под ред. Л.В.Лосева. Tenafly, N.J.; 1986. С. 97-120. 8 Вишневский К.Д. Указ. соч. С. 87. 9 Гораций Квинт Флакк. Оды / Пер. с латин. размерами-подлинниками Н.И.Ша- терников. М., 1935. C. 36. 10 DiYanni Robert. Literature: reading fiction, poetry, drama, and other essay. New York, 1990. P.454 (далее ссылки на это издание даны в тексте с указанием стра- ницы). 11 Об эмблематическом принципе строения ряда стихов Джорджа Херберта см.: Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия XVI - XVII веков. М., 1993. С. 155-157. 12 "Донн, как вообще большинство английских поэтов, особенно елизаветин- цев - что называется по-русски ренессанс, - так вот, все они были чрезвычайно изобретательны в строфике. К тому времени, как я начал заниматься стихосло- жением, идея строфы вообще отсутствовала, поскольку отсутствовала культур- ная преемственность. Поэтому я этим чрезвычайно заинтересовался" (Глэд Дж. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. М., 1991. С. 131). Ср.: "…переводя его (Донна. - А.С.), я очень многому научился. Дело в том, что вся русская поэзия по преимуществу строфична, то есть оперирует в чрезвычайно простых строфических единицах - это станс, четверостишие. В то время как у Донна я обнаружил куда более интересную и захватывающую структуру. Там необычайно сложные строфические построения. Мне это было интересно, и я этому научился. В общем, вольно или невольно, я принялся заниматься тем же, но это не в порядке соперничества, а в порядке, скорее, ученичества. Это, собст- венно, главный урок" (Померанцев И., Бродский И. Хлеб поэзии в век разброда: [Интервью И. Бродского на "Радио Свобода", 1981 г.] // Арион. 1995. № 3. С. 15- 16). 13 Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998. С. 233. 14 Из европейских поэтов второй половины XIX века активнее других использо- вал эту строфическую форму Джозуэ Кардуччи (1835-1907). Сапфическая стро- фа в стихах итальянского поэта - устойчивое художественное образование, слу- жащее прототипом для создания многочисленных дериватов. 15 Английская поэзия в русских переводах. XX век: Сб. / Сост. Л.М.Аринштейн, Н.К.Сидорина, В.А.Скороденко. М., 1984. С. 62. 16 "У Одена вы найдёте и сафическую строфу, и анакреонтический стих <…> и сикстины, и вилланели, и рондо, и горацианскую оду" (Волков С. Указ. соч. С. 160). 17 Полоцкий Симеон. Избранные сочинения. М.; Л., 1953. С. 25. 18 Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957. С. 98. 19 Томашевский Б.В. Строфика Пушкина // Томашевский Б.В. Стих и язык: Фи- лологические очерки. М.; Л., 1959. С. 240-242. 20 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17 т. М., 1994. Т. 1. С. 88. 21 Иванов В.И. Стихотворения. Поэмы. Трагедии: В 2 кн. СПб., 1995. Кн. I. С.111. 22 Кузмин М. Избранные произведения. Л., 1990. С. 120. 23 О сапфических строфах у С. Соловьёва см.: Гаспаров М.Л. Строфическая тра- диция и эксперимент // Избранные труды. М., 1997. Т.3: О стихе. С. 369-371. 24 На заимствования в строфике указывал сам поэт: "Стихотворение "Мерида" (из цикла "Мексиканский дивертисмент". - А.С.), чисто строфически, повторяет ритм одного из самых моих любимых стихотворений на свете - Хорхе Манрике, плач по отцу". "Но для меня этот цикл ("Двадцать сонетов к Марии Стюарт". - А.С.) примечателен более всего вариациями сонетной формы, и это, конечно же, hommage Иоахиму дю Белле, без которого и сонет и вообще все мы не знаю, где бы и были" (Бродский И. Комментарии // Бродский И. Пересечённая местность. Путешествия с комментариями: Стихи. М., 1995. С. 159, 167). 25 Другая модификация сапфической строфы у Бродского представлена в стихо- творении "Подражание Горацию", заглавие которого указывает на античную традицию: Лети по воле волн, кораблик. Твой парус похож на помятый рублик. Из трюма доносится визг республик. Скрипят борта…(с. 248) 26 Гаспаров М.Л. Строфическая традиция и эксперимент…С. 369. 27 "В пятнадцать лет", "Моим стихам, написанным так рано…", "Генералам двенадцатого года", "С.Э. ("Я с вызовом ношу его кольцо!..")", "Тебе - через сто лет", "Отрок", "Что же мне делать, слепцу и пасынку…" ("Поэт") и др. 28 Эткинд Е.Г. Строфика Цветаевой. Логаэдическая метрика и строфы // Эткинд Е.Г. Там, внутри: О русской поэзии XX века. СПб., 1996. С. 371-391. 29 Там же. С. 387. 30 Как показали подсчёты В.С.Баевского, "с усложнением строфической орга- низации текста в среднем усложняется метрика, возрастает экспрессивность синтаксиса" (Баевский В.С. Статические модели в теории и истории стиха // Русский стих…С. 22).
Источник: http://dll.botik.ru/az/lit/coll/litext5/20_step.htm
Биография Бродского, часть 1 | Биография Бродского, часть 2 |
ООО "Интерсоциоинформ" |
|