Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, октябрь 2010 г.
Из письма луны Ани:
Любимый, ты меня простишь? Я ведь всего-навсего женщина, слабая женщина,
безумно, безгранично и безнадежно любящая тебя. Мне никто не давал разрешения -
и я не стала его ни у кого просить! Почти все луны, с кем бы я ни заговорила, прочат
мне скорое будущее царицы, и если честно - все другое мне не интересно. А раз буду
скоро царицей, то заранее прощаю себе ошибки молодости! Ты догадался? Думаю,
еще нет. Ночью, немного устав от нег, ты задумчиво попросил меня (а я, как и все,
воспринимаю любую твою просьбу как приказ) помочь тебе на фестивале: к тебе будут
постоянно подходить, обнимать-целоваться, в итоге ты не увидишь и сотой доли того,
что представили Острова. А ты уже по нескольким павильонам увидел - это круто!
Итак, желательно как можно больше снять на видео, чтобы потом ты мог, сжигая
могилки, просмотреть на огромном экране абсолютно всё. Всё так всё, подумала я
и решила снять для тебя абсолютно всё, что будет висеть, звучать, двигаться. Но у меня
всего две руки и две ноги. А остров ХХХ сейчас под завязку забит твоими юными
красивыми женами. Просить их о такой услуге - себе дороже. У всех свои цели и задачи.
Они меня подведут! Эх, была не была - я впрыснула в этот мир - грандиозный,
праздничный мир луна-парка! - первую сотню своих клонов... Потом увидела: мало!
И впрыснула еще две сотни. Тоже оказалось мало - и я впрыснула еще две сотни.
Сейчас их пятьсот, но этого мало, и завтра я подарю жизнь еще пяти сотням дочерей.
Это такие сладкие для любой женщины ощущения! Здесь нет чудовищных болей
родов через чресла - ты рожаешь головой и глазами, как Зевс и Афина... И они сразу же
во всем равны мне, все понимают с полуслова и полувзгляда, У нас не будет абсолютного
сходства третьего этажа - я учла эту ошибку. Учла и дворянский комплекс. В каждую луну
вшиты 5000 лучших лиц наших Островов и мирового кино, модельного бизнеса и всех
гаремов за последние 10 000 лет (спасибо рядовому С.), в том числе 300 простых лиц
симпатичных школьниц с отличными фигурами. Нужное для тебя лицо луна будет выбирать
интуитивно, исходя из лиц и фигур твоего окружения и твоего интима за последний месяц.
Могу сказать, что все у них везде идеально, любимый! Все они для тебя - и с величайшей
любовью!!! На этой тысяче я остановлюсь - и это будет мой первый малый полк. Мы уже
изъяли со склада световые бомбы и складировали их в пещере на дне океана. Мы могли бы,
но не стали никого разоружать. Пойдем к победе другим путем. Все мои луны могут быть
невидимы на пять порядков выше, чем все другие предшествующие клоны. Спасибо
за уроки, четвертый этаж! Сейчас мы готовим мой доклад, с которым я выступлю перед
общим собранием. Итак, у тебя появился новый Остров прекрасных жен и, как все мои
предшественницы, я прошу тебя побыстрее сделать их всех беременными. Мне
не хотелось бы использовать для этого контейнеры Р. Мы перебрали сотни тысяч
твоих снимков за последний год, самый впечатляющий - ты на Ганге, спокойный умный
прищур, взгляд вдаль. Сейчас мы изготавливаем пять сотен огромных флагов с этим
портретом - они взметнутся в небо без всякой видимой помощи в день, когда я стану царицей
четырех этажей. Скромно, правда? Такова моя цель - и я знаю, как ее достичь. Не мешай.
И не помогай. Я стремительно набираю опыт, и могу сказать, что вчера ты был прекрасен -
силен и умен. Там. Мне очень хотелось, чтобы тебе было максимально хорошо. Получилось? Ц. Аня
Иосиф Бродский
"Рембрандт. Офорты"
I
"Он был настолько дерзок, что стремился
познать себя..." Не больше и не меньше,
как самого себя.
Для достиженья этой
недостижимой цели он сначала
вооружился зеркалом, но после,
сообразив, что главная задача
не столько в том, чтоб видеть, сколько в том,
чтоб рассказать о виденном голландцам,
он взялся за офортную иглу
и принялся рассказывать.
О чем же
он нам поведал? Что он увидал?
Он обнаружил в зеркале лицо, которое
само в известном смысле
есть зеркало.
Любое выраженье
лица -лишь отражение того,
что происходит с человеком в жизни.
А происходит разное:
сомненья,
растерянность, надежды, гневный смех -
как странно видеть, что одни и те же
черты способны выразить весьма
различные по сути ощущенья.
Еще страннее, что в конце концов
на смену гневу, горечи, надеждам
и удивлению приходит маска
спокойствия -такое ощущенье,
как будто зеркало от всех своих
обязанностей хочет отказаться
и стать простым стеклом, и пропускать
и свет и мрак без всяческих препятствий.
Таким он увидал свое лицо.
И заключил, что человек способен
переносить любой удар судьбы,
что горе или радость в равной мере
ему к лицу: как пышные одежды
царя. И как лохмотья нищеты.
Он все примерил и нашел, что все,
что он примерил, оказалось впору.
II
И вот тогда он посмотрел вокруг.
Рассматривать других имеешь право
лишь хорошенько рассмотрев себя.
И чередою перед ним пошли
аптекари, солдаты, крысоловы,
ростовщики, писатели, купцы -
Голландия смотрела на него
как в зеркало. И зеркало сумело
правдиво -и на многие века -
запечатлеть Голландию и то, что
одна и та же вещь объединяет
все эти - старые и молодые - лица;
и имя этой общей вещи -свет.
Не лица разнятся, но свет различен:
Одни, подобно лампам, изнутри
освещены. Другие же - подобны
всему тому, что освещают лампы.
И в этом -суть различия.
Но тот,
кто создал этот свет, одновременно
(и не без оснований) создал тень.
А тень не просто состоянье света,
но нечто равнозначное и даже
порой превосходящее его.
Любое выражение лица -
растерянность, надежда, глупость, ярость
и даже упомянутая маска
спокойствия -не есть заслуга жизни
иль самых мускулов лица, но лишь
заслуга освещенья.
Только эти
две вещи -тень и свет - нас превращают
в людей.
Неправда?
Что ж, поставьте опыт:
задуйте свечи, опустите шторы.
Чего во мраке стоят ваши лица?
III
Но люди думают иначе. Люди
считают, что они о чем-то спорят,
поступки совершают, любят, лгут,
пророчествуют даже.
Между тем,
они всего лишь пользуются светом
и часто злоупотребляют им,
как всякой вещью, что досталась даром.
Одни порою застят свет другим.
Другие заслоняются от света.
А третьи норовят затмить весь мир
своей персоной -всякое бывает.
А для иных он сам внезапно гаснет.
IV
И вот когда он гаснет для того,
кого мы любим, а для нас не гаснет
когда ты можешь видеть только лишь
тех, на кого ты и смотреть не хочешь
(и в том числе, на самого себя),
тогда ты обращаешь взор к тому,
что прежде было только задним планом
твоих портретов и картин -
к земле...
Трагедия окончена. Актер
уходит прочь. Но сцена -остается
и начинает жить своею жизнью.
Что ж, в виде благодарности судьбе
изобрази со всею страстью сцену.
Ты произнес свой монолог. Она
переживет твои слова, твой голос
и гром аплодисментов, и молчанье,
столь сильно осязаемое после
аплодисментов. А потом -тебя,
всЈ это пережившего.
V
Ну, что ж,
ты это знал и раньше. Это - тоже
дорожка в темноту.
Но так ли надо
страшиться мрака? Потому что мрак
всего лишь форма сохраненья света
от лишних трат, всего лишь форма сна,
подобье передышки.
А художник -
художник должен видеть и во мраке.
Что ж, он и видит. Часть лица.
Клочок какой-то ткани. Краешек телеги.
Затылок чей-то. Дерево. Кувшин.
Все это как бы сновиденья света,
уснувшего на время крепким сном.
Но рано или поздно он проснется.
<1971>
* На киностудии "Леннаучфильм" в шестидесятые годы кормилось немало
отверженных: ученые, идеи которых не признавала академическая наука,
литераторы, которые нигде не печатались и выживали благодаря сценарной
работе. Однажды ко мне, редактору студии, подошел режиссер Михаил
Гавронский. Он вывел меня в коридор, дал несколько листков со стихами и
сказал: "Это написал мой племянник Ося. Ему нужно как-то зарабатывать:
родители очень волнуются, что он без дела". Было это в 1962 году. Стихи
показались мне замечательными, и, когда ко мне пришел молодой Иосиф
Бродский, мы стали вместе думать, что бы ему написать.
* Он предложил сделать фильм о маленьком буксире, который плавает по
большой Неве. Через месяц он принес стихи о буксире и сказал, что это и есть
сценарий. К сожалению, нам пришлось отказаться от темы, потому что было
ясно, что Госкино никогда не утвердит сценарий в таком виде. Иосиф же
сказал, что написал все, что мог. Через год, еще до ссылки, стихи о буксире
были опубликованы в детском ленинградском журнале. Эта единственная
публикация не имела, конечно, никакого значения для судебного решения по
поводу "тунеядства" поэта.
* В 1971 году, пользуясь давностью знакомства, я обратился к Иосифу
Бродскому с просьбой написать текст в стихах к фильму "Рембрандт. Офорты".
Иосиф прочитал мой режиссерский сценарий и сказал, что попробует. Через две
недели я пришел к нему и получил четыре страницы стихов. Он пообещал: "Это
проба. Когда фильм будет отснят, я напишу больше". Фильм был снят, а стихи
отвергнуты сценарным отделом студии "Леннаучфильм": Бродский уже был
"слишком известной" фигурой. Стихи так и остались у меня; копии у автора не
было, единственный экземпляр был отдан мне в руки прямо с машинки. Сейчас
эти стихи Иосифа Бродского публикуются впервые.
Виктор КИРНАРСКИЙ
* "Московские новости". No. 5. 1996
Конкурс клонов.
Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, октябрь 2010 г.