Очередная кампания против творчества Зураба Церетели грозит закончиться, не успев толком стартовать. Организаторов акции подвела спешка и желание приобщиться к громкому имени, не выяснив до конца сути происходящего. Некто Кирилл Готовцев предложил подписать всем желающим открытое письмо «Церетели – вон из Москвы» из-за новой работы скульптора, посвященной памяти Иосифа Бродского. Однако сам Церетели сообщил, что вовсе и не собирался этим заниматься.
В «Живом журнале» и раньше появлялись подобные акции. Чаще всего они носили иронический характер и получили название flash mob. Нечто подобное в адрес Церетели попытался устроить рекламный деятель Кирилл Готовцев.
Парадокс Церетели
«Даже сам устроитель акции не уверен, что творчество Церетели – это окончательно плохо» Суть flash mob заключается в массовом выполнении разного рода бессмысленных действий. Например, собраться на Пушкинской площади с пультами управления от телевизоров и попытаться «выключить» плазменные экраны с навязчивой рекламой. Или же предложить всем людям доброй воли приехать на вокзал с однотипными транспарантами, сообщающими о встрече несуществующего лица. Или же, напротив, существующего, неважно. Важна лишь абсурдность происходящего, пародийный пафос.
Такова, собственно говоря, и нынешняя акция, направленная якобы против творчества Зураба Церетели. Ее организатор – рекламный деятель Кирилл Готовцев предлагает подписать открытое письмо «Церетели – вон из Москвы». Желающих набралось более десяти тысяч.
Много это или мало? Хорошо это или плохо?
Каждый из нас имеет свое собственное отношение к тому, что делает Церетели. Даже в среде знатоков ценителей искусства нет однозначного ответа. Даже сам устроитель акции не уверен, что творчество Церетели – это окончательно плохо. Он говорит, что не имеет собственного мнения о творчестве скульптора, предлагая судить о его вкладе в украшение столицы нашим потомкам. Ибо даже всемирно известная Эйфелева башня в момент ее появления вызывала огромное количество нареканий.
Известный художник Александр Шабуров, чьим мнением о творчестве Зураба Церетели мы поинтересовались, назвал его «подлинно народным художником». Другой известный скульптор и акционист, Олег Кулик, высказался следующим образом: «Кто самый важный ньюсмейкер в искусстве последнего времени? Церетели. Парадокс! Да, он такой-сякой, но все постоянно говорят о нем: художник, художник, художник... Таким образом, обсуждая проблему его искусства и монументальной пропаганды, и привлекаются интеллектуальные инвестиции».
Процент с репутации
Кирилл Готовцев (фото sado.ru) |
Привлечение высоких имен нужно мне отнюдь не для оправдания творческой деятельности Зураба Церетели. Скульптор в оправдании не нуждается. Просто это история не про Церетели, а про нас с вами. О том, что понятийный и эстетический хаос находится не на улицах, но в головах. И о том, что некоторые люди пытаются этим хаосом управлять. С помощью манипуляции.
Ох, не зря Кирилл Готовцев носит гордое звание рекламщика и не зря обладает знанием о продвижении товара. Даже такого залежалого, как тренд о чудовищности искусства Церетели.
Непонятно, для чего Готовцеву понадобилась технология flash mob, апеллирующая к советскому сознанию, построенному на классовых ценностях и коллективных играх. Когда всем нужно идти в ногу. Не будем подозревать его в самопиаре, допустим, что ему искренне не нравится засилие церетелевских монументов в столице. Тем более что сам скульптор категорически опроверг планы установки памятника Иосифу Бродскому. В интервью Интерфаксу скульптор назвал эти сведения наглой ложью.
Но даже если бы сведения об установке памятника оказались правдой, что бы получилось? Что Готовцев «поднимает людей» на акцию, от которой ничего не зависит. Ведь художник Олег Кулик прав – «нам бы эти деньги все равно не достались».
Понимает это и Готовцев. Тем не менее устраивает суету, бессмысленные и ни к чему не ведущие дискуссии. Устраивает уже не в первый раз – многим памятна скандальная история, в которой Готовцев распространял не соответствующую действительности информацию о студии Артемия Лебедева.
Все фотографии |
Пшик, устроенный Готовцевым, оборачивается пародией на гражданское общество, в котором граждане могут навязывать свою волю власть предержащим. Пшик вдвойне неприятный из-за своей негативной направленности. Ругать всегда легче, чем хвалить, отвергать много проще, чем строить или же предлагать конструктивные и светлые начинания. Понятны акции, которые устраивает радиостанция «Серебряный дождь», предлагая автомобилистам повязать белые ленточки в знак гражданского неповиновения поборам на дорогах и плохому качеству дорог. Или же предлагая повязать Георгиевскую ленточку в честь 60-летия Победы. У этих массовых акций есть и смысл, и важность посыла. А когда вот так, за просто так (или не за просто так), бессмысленно и беспощадно привязываются к человеку с именем... Иначе чем культурным рэкетом (снять процент с чужой репутации) это не назовешь.
Эту бы энергию да в мирных целях! Нет чтобы сеять разумное, доброе, вечное... И если тянут тебя просторы «общественной работы», то отчего бы не заряжать людей на позитивные эмоции? Раздражения и негодования у среднестатистического городского жителя и так выше крыши. Из таких мелочей и такого информационного мусора, собственно говоря, и состоит наша общая жизнь.
Акция Кирилла Готовцева не является социальной рекламой уже потому, что, мягко говоря, не создает в головах пользователей конструктивных эмоций и положительно заряженных идей. Ведь и пересмешничать желательно тоже с умом и сердцем.
Талант легко обидеть. Художника обидеть еще проще. Ведь в отличие от рэкетиров, паразитирующих на чужих репутациях, такие люди отвечают своим именем. Причем не только перед современниками.