Автор: Книппер Андрей
Руководитель Грачева Р.Г.
Вступление:
Бродский Иосиф Александрович - поэт, переводчик, драматург. Родился в семье фотографа в 1940году. В 15 летнем возрасте оставил школу. Работал на заводе, в морге (готовил себя к профессии врача, о которой мечтал), в геологоразведочной партии. Серьезно занимался самообразованием: изучал английский и польский языки, много времени посвятил знакомству с американской, английской, польской поэзией, с классической мифологией, религиозной философией. В это же время начал заниматься переводческой деятельностью (переводил английскую, американскую, польскую, испанскую поэзии). Был членом секции переводчиков ленинградской писательской организации. Первые стихи Бродского появились в конце 50х годов. До эмиграции в официальных изданиях были опубликованы только 4 стихотворения поэта. Печатался в ж. "Костер", в подпольном ж. "Синтаксис", позднее (но еще до эмиграции) - за границей в газете "Русская мысль" и "Новое русское слово", в ж. "Грани". к началу 60х годов Бродский был уже хорошо известен в ленинградских и московских литературных кругах в качестве поэта и переводчика. Получил признание многих выдающихся поэтов старшего поколения (среди них А. Ахматова). В 1963году Бродский был арестован по обвинению в тунеядстве. Суд состоялся 18февраля 1964года в Ленинграде. В результате которого Бродский был приговорен к 5годам административной ссылки за тунеядство и выслан в Архангельскую область (1964). Однако после многочисленных выступлений в защиту Бродского отечественных и зарубежных писателей в ноябре 1965года ему было разрешено вернуться в Ленинград. В 1972году Бродский эмигрировал в США и первое время жил в г. Анн-Арбор, где находится издательство "Ардис", многократно издавшее писателей - эмигрантов из России. С 1980года - гражданин США. Бродский переехал в Нью-Йорк преподавал русскую и английскую поэзию в Mount! Holyoke College в штате Массачусетс. Из русской поэзии им были избраны для лекций только 2поэта - Е. Баратынский и А. Пушкин, творчество которых он анализировал основательно и глубоко. Лекции читал на английском языке. Один раз в год по просьбе слушателей устраивал вечер собственной поэзии, где читал только свои стихи и только на английском. Бродский стал обладателем ряда престижных премий США: 1981г. - Премия Макартура; 1986г. - Национальная книжная премия; 1991г. - звание поэта Лауреата Библиотеки Конгресса США. В 1987году Бродскому присуждена Нобелевская премия в области литературы.
Умер Бродский во сне ночью с 27 на 28 января 1996года; был временно захоронен в пригороде Нью-Йорка, по завещанию поэта тело его предано земле в Италии. (Русские писатели ХХ век, 1998).
За свою жизнь Бродский издал несколько сборников стихов, в частности сборник стихов написанных им с 1972 по 1976г. г. -«Части Речи» в который вошел сборник стихов о Мексике -''Мексиканский дивертисмент ". Именно это сборник представляет для меня наибольший интерес, так как именно с ним напрямую связаны цели моей работы:
- Интерпретация поэтического цикла Иосифа Бродского - "Мексиканский дивертисмент. С точки зрения исторической физико-географической, экономико-географической ситуации в стране.
- Прочтение стихов с целью поиска информации касающейся истории, природы и развития хозяйства страны.
Часть I.
Прекрасная и нищая страна.
На Западе и на Востоке – пляжи
двух океанов. Посредине - горы,
леса, известняковые равнины
и хижины крестьян. На Юге – джунгли
с руинами великих пирамид.
На Севере - плантации, ковбои,
переходящие невольно в США.
Что позволяет перейти к торговле.
Прежде всего, задумываешься о том, как прекрасно автор передал в стихотворной поэтической форме достаточно сухие географические данные, данные об экономике, климате, истории страны. Не нужно никаких пособий и учебников. Сразу как будто видишь все своими глазами и попадаешь в Мексику 70-х годов.
Первое, о чем с грустью пишет Иосиф Бродский - это контрастность Мексики, которая чересчур заметна и столь же удивительно несправедлива. По соседству уживаются две вещи: красота и нищета. Страна прекрасна до такой же степени, до какой она бедна.
Далее Бродский описывает географию Мексики. Она - приморская страна и омывается с запада - Тихим океаном, а с востока - Мексиканским заливом и Карибским морем. Центральная часть страны - огромное плоскогорье, окруженное горными цепями, которые на западе и востоке переходят в узкие прибрежные равнины. Также в центре страны находятся очень трудно обрабатываемые известняковые равнины, возделывать которые могут лишь живущие там крестьяне. Юг страны - тропические джунгли, среди которых можно встретить следы величайших культур ацтеков и мая. Север Мексики - районы пограничные с США, пустыни и полупустыни. Почему север страны переходит «невольно» в США? Может быть, автор имеет в виду то, что раньше обширная часть на юге США принадлежала Мексике (Техас, Калифорния, земли на север от р. Рио-Гранде).
Часть II.
Предметы вывоза - марихуана,
цветной металл, посредственное кофе,
сигары под названием «Корона»
и мелочи народных мастеров.
(Прибавлю: облака.) Предметы ввоза –
все прочее и, как всегда, ружье.
Обзаведясь которым, как-то легче
заняться государственным устройством.
Географическое положение во многом определяет экономику страны, ее торговлю, связи с другими странами. Во-первых, мощный, экономически развитый сосед - монстр - США, во-вторых, выход к морским пространствам. Такое впечатление, что вывозится из страны все что угодно, начиная от наркотиков и, кончая мелочами - поделками ремесленников. Из цветных металлов - в основном, золото и медь. Кофе и сигары - также предмет экспорта. Здесь Бродский немного разбавил энциклопедический стиль стиха, добавив лирики. «... (Прибавлю: облака.)... ». Облака - тоже предмет экспорта. Они плавают в бездонной вышине и уплывают из страны, как уплывает все, делая Мексику еще более нищей. С другой стороны, уплывающие облака говорят о крайне засушливом климате отдельных регионов Мексики. Разнообразие климата страны во многом определяется разнообразием ее рельефа. Северная часть Мексики имеет субтропический континентальный климат с малым количеством осадков и резкими колебаниями температур (средние температуры от 13-15С в январе до 28-31С в июле, морозы могут достигать -ЮС, а жара 40С). остальная территория лежит в тропическом климатическом поясе. Средние месячные температуры здесь очень высоки до 27-28С в июле. Чрезвычайно неравномерно в Мексике распределение осадков: на северо-западе обычно их количество не превышает 250мм в год, а в восточной и юго-восточной части выпадает до 3000мм. Предметом ввоза в страну, по словам Бродского, является только оружие. С его помощью в Мексике творилась вся история: враждовали племена индейцев, конкистадоры завоевали страну, усеяв поля битв трупами, война за независимость в начале XIX века, война с США в середине ХIХ-го столетия, революция 1917 года.
Часть III.
Нынешняя Мексика - страна с наиболее динамично развивающейся экономикой среди государств Западного полушария, по объему валого внутреннего продукта (сумма товаров и услуг, произведенных в стране за год) уступающая только США, Канаде и Бразилии, а по темпам роста Мексика вообще занимает лидирующие позиции в мире. В последние годы бурное развитие переживают самые современные отрасли индустрии - информатика, нефтеперерабатывающая и химическая промышленности, машиностроение, фармацевтика и биотехнология, туризм.
Мексика занимает лидирующие позиции по добыче золота, драгоценных камней, меди. Также в этой стране добывают нефть, природный газ, каменный уголь, железную руду, свинец, цинк, серебро и серу.
Что позволяет сквозь него взглянуть
в грядущее. В грядущем населенье,
бесспорно увеличится. Пеон,
как прежде, будет взмахивать мотыгой
под жарким солнцем. Человек в очках
листать в кофейне будет с грустью Маркса.
И ящерица на валуне, задрав
головку в небо, будет наблюдать
полет космического аппарата.
В своих прогнозах Бродский в чем-то прав, в чем-то нет. Конечно же, население страны увеличилось, он угадал (1975год ~ 70 млн. жителей, 2000 год ~ 93, 7 млн. человек). Бродский считал, что Мексика останется, в основном, аграрной слаборазвитой страной, но в этом он оказался не прозорлив. Сейчас в стране лишь одна треть работоспособного населения занята в сельском хозяйстве, основные же продукты производства - промышленные товары и нефть. Зато Бродский оказался прав, описывая уровень развития техники в сельскохозяйственной отрасли. По сей день во многих крестьянских хозяйствах Мексики, используют волов, запрягая их в плуги и телеги. Около половины сельскохозяйственных угодий страны состоит из эхидос (земли, которые находятся в собственности местных общин). Мексика никогда не вставала на путь социалистического развития. Новый свод законов 1917года частично улучшил жизнь простых людей, но, до сих пор, большая часть населения крайне бедна, живет в трущобах, в стране растет безработица, вынуждающая многих людей эмигрировать в США или перебираться из сельской местности в столицу страны - Мехико. Так что в кофейных и ранее и сейчас читали и читают «... с грустью Маркса... », читают, но не более того. Бродский считал, что промышленность страны не будет развиваться достаточно активно, а уж о космической отрасли можно только мечтать. Прав - до космоса Мексика не долетела, а вот промышленность страны поднялась за это время на качественно более высокую ступень. Единственно, что есть, было и неизменно год от года, век от века: солнце, небо песок, палящий зной и ящерица, греющая свое тельце на камнях пустыни.
Часть IV.
История страны грустна; однако,
нельзя сказать, чтоб уникальна. Главным
злом признано вторжение испанцев
и варварское разрушенье древней
цивилизации ацтеков. Это
есть местный комплекс Золотой Орды.
С той разницею, впрочем, что испанцы
действительно разжились золотишком.
Бродский рассуждает об истории страны, проводя параллели с историями других стран. Наверное, не всегда вторжение европейской цивилизации помогало стране - порабощенцу, очень часто это вторжение означало, что страна будет вынуждена идти дальше уже не по своему пути, а по пути, указанному ей «хозяином», то есть её поработителем. Так случилось и с Мексикой. Мы все время считаем, что история Европы замечательна и прогрессивна, то есть двигала историю цивилизаций вперед, но... Испанцы вторглись в центральную Америку, растоптав ту специфику развития, которая уже сложилась там, те отношения, ту культуру, которая до сих пор удивляет не только европейцев, но и весь мир, своей уникальностью. Культура индейцев центральной Америки, ко времени вторжения Кортеса, насчитывала не менее трех с половиной тысяч лет. Бродский, воспитанный в России, проводит параллель между Мексикой и своей Родиной. Он сравнивает завоевание Руси Золотой Ордой с завоеванием Мексики испанцами, упоминая то, разница между этими событиями лишь в том, что испанцы «... действительно разжились золотишком... ».
В стихотворении «К Евгению», Иосиф Бродский рассказывает о древних цивилизациях, существовавших на территории центральной Америки. Каждому из нас, при этих словах, представляются в первую очередь, две цивилизации: майя и ацтеки.
Майя еще за тысячу лет до нашей эры обосновали на юге нынешней территории Мексики, большей части современных Гватемалы и Гондураса. Тысяча с лишним городов с памятниками монументальной архитектуры обнаружено на территории низменностей - это больше, чем где-либо еще в Мезоамерике. К началу нашей эры на территории низменностей майя появились первые большие города; среди них особенно выделялись два, которые теперь носят имена Эль-Мирадор и Накбе. От ритуально-административного центра Эль-Мирадора разбегались 14 мощеных дорог, а сам центр был окружен мощными оборонительными сооружениями. Пирамиды образовывали сложные храмовые комплексы, располагавшиеся на нескольких платформах. Одна из пирамид занимала площадь 19600 квадратных метров и достигала в высоту 55 метров. По мнению некоторых ученых, назначение этих сооружений давало возможность людям, совершавшим на них ритуалы, «быть ближе к богам», обитающим на небесах. На этих пирамидах майя строили храмы. В тот же период перед храмами устанавливаются первые стелы - прямоугольные камни, на которых высечены иероглифические тексты. Также иероглифы высечены на каменных и деревянных притолоках зданий, на керамике и других ремесленных изделиях. Благодаря дошедшим до нас в изобилии текстам на стелах мы довольно хорошо знаем историю майя. У них существовало большое количество мелких царств, между которыми нередко происходили войны. В основе столкновений лежало не только желание разжиться имуществом соседа, но и ритуальные надобности. Для совершения жертвоприношений постоянно требовалось захватывать новых пленников. Ведь наряду со змеями, бабочками и прочими животными майя приносили в жертву и людей. Человеческая кровь представлялась индейцам пищей богов. И чем болезненней была смерть несчастного, тем большую благосклонность должно было снискать жертвоприношение у богов, - одних пленников оставляли истекать кровью со стрелами в теле, у других вырывали из груди сердце...
В результате войн мелкие царства становились вассалами более могущественных соседей. В конце концов, все царства стали подчиняться одной из двух могущественных держав - Тикалю (север нынешней Гватемалы) или Калакмулю (часть мексиканского штата Кампече). История майя классического периода представляет собой непрерывную борьбу этих двух государств, каждое из которых стремилось доказать легитимность своей власти. В VIII веке на территорию низменностей майя пришли чонталь - один из народов майя, испытавший на себе влияние культуры Центральной Мексики, - скорее всего науа. Майя - чонталь имели отличную от народов низменностей политическую организацию и по уровню развития в некоторых отношениях стояли ниже классических майя - они, например, не имели письменности. Но по стечению обстоятельств в момент появления чонталь царства низменностей были истощены долгой междоусобной борьбой, и потому пришельцы постепенно разрушили существовавшую в них политическую систему. Одним из последних пал в 869 году Тикаль, и с этого времени историки ведут отсчет новой эпохи истории майя - заката цивилизации классического периода.
Ацтеки. Крупнейшая империя нового света. Как говорит легенда, в 1168 году ацтеки покинули свою прародину - остров Астлан - и после многолетних скитаний вышли к озеру Тескоко в Мексиканской долине. На его берегах уже существовали десятки городов, созданных родственными ацтекам народами. Ацтеки соединили два болотистых островка и основали на Тескоко город Теночтитлан. На первых порах они уступали по силе своим соседям, но, искусно используя постоянное соперничество ближайших народов и, играя на их слабых сторонах, постепенно набирали мощь. К началу ХV века Теночтитлан превратился в один из самых могущественных городов Мексиканской долины - так что позднейшие историки стали называть ацтеками целую совокупность родственных народов, говоривших на языке науатль. Тройственный союз, созданный в середине XV века Теночтитланом, Тескоко и Тлакопаном, начал последовательное завоевание новых земель. Как и майя, они предпочитали брать пленных для жертвоприношений своим бесчисленным богам. Ко времени прихода испанцев ацтеки завоевали почти всю Мезоамерику, обложив данью 38 государств и владея территорией от побережья Мексиканского залива до Тихого океана. Удерживать власть над многочисленными покоренными народами становилось все труднее. В Тройственном союзе наметился раскол. Напряжение в империи нарастало и с приближением окончания 52 — летнего календарного цикла, чреватого, по представлениям индейцев, гибелью мира. Богов задабривали массовыми жертвоприношениями. В 1478 году при освящении Великого храма в Теночтитлане за четыре дня в жертву было принесено 20. 000 человек. Когда на побережье появилось несколько сотен незваных пришельцев, ацтеки впали в замешательство. Как утверждали жрецы, кто-то из двух создателей вселенной - Кецалькоатль или Тескатлипока - пришел с моря, чтобы решить судьбу мира. Император Моктесума, устроив для Кортеса пир, вручил ему наряды обоих богов, но тот так и не облачился ни в один из них. Растерянные индейцы позволили испанскому отряду беспрепятственно войти в столицу, и только вызывающие действия пришельцев спровоцировали их на восстание. В 1521 году после трехмесячной осады Теночтитлан был взят конкистадорами. На руинах замка Моктесумы (который погиб при невыясненных обстоятельствах) Кортес соорудил себе новый дворец, а вскоре город Мехико поглотил почти все остальные следы «варварского великолепия».
Вернемся снова к произведению «К Евгению», в котором Бродский очень много внимания уделяет цивилизациям индейцев Центральной Америки.
Первое, что вспоминает автор - те культовые сооружения удивительной красоты и необычности, которые остались до наших времен. Проводя параллель с пирамидами Древнего Египта, Бродский высказывает мысль о том, что, возможно, у индейцев тоже существовало некое подобие рабовладельческого строя. Автор говорит, что некоторые поделки («глиняные божки») достаточно просто подделать, сразу невозможно достоверно определить, настоящий это божок или нет. Сложное соседствует с примитивным. До нас дошли удивительные барельефы со сценами из жизни индейцев, их алфавит, который до сих пор не разгадан до конца. Ранее считалось, что майские стелы и рукописи украшены причудливыми орнаментами. Позже удалось выявить, что на самом деле это письмо, где одни знаки передают слоги, другие - слова. Известно, например, что в их языке не было слова «или». Этот факт довольно интересен. Мне кажется, он говорит о том, что народ этот был достаточно бескомпромиссен. Не уверен, хорошо ли это.
История ацтеков и майя поражает обилием войн и своей кровавостью. Ужасно то, что кровь лилась не только на полях сражений, гораздо больше крови проливалось на жертвенниках во имя многочисленных богов, особенно в честь Бога Солнца. Бродский пишет по этому поводу:
«... слитая в миску Богу Солнца людская кровь укрепляет в последнем мышцу; » (так считали индейцы). Далее автор перемежает грусть с иронией:
«... вечная жертва восьми молодых и сильных обеспечивает восход надежнее, чем будильник. » Мне думается, что в этом произведении есть еще одна очень глубокая мысль, мысль о том, что, как ни ужасен был для дальнейшей истории индейцев приход воинов Эрнандеса де Кордобы (Кортеса), но лучше умереть от рук убийцы-завоевателя, от смертельной (тогда) европейской заразы, которую привезли с собой испанцы, чем во имя никому не нужной жертвы. Чудовищно обставленные процедуры жертвоприношения поражают. Один из конкистадоров вспоминал: «Смрад на жертвенном алтаре стоял больше, чем на скотобойне у нас в Кастилии». Рядом с алтарем стояло здание, где хранились черепа убитых - около 136 тысяч. Испанцы были возмущены увиденным и, может быть, поэтому они не склонны жалеть этот народ с его кровавыми ритуалами. У майя - кровь является пищей богов. Этим они оправдывают убийства сотен и тысяч соплеменников. Для сравнения можно вспомнить, что у древних эллинов довольно миролюбивые боги питались только нектаром и амброзией.
Вообще, ко времени вторжения испанцев великая культура, ее расцвет остался позади. Этот период развития был посвящен во всех своих проявлениях кровавым культам и ритуалам. Такая культура вряд ли имела право на существование. Хотя все это не оправдывает конкистадоров тоже. Увы, всюду, говоря словами Бродского, «... жестокость и тупость... ». «Вообще без испанцев вряд ли бы им случилось толком узнать, что вообще случилось. » Я думаю, автор имеет в виду, что железная рука испанцев навела все-таки порядок и, главное, остановила поток никому не нужных кровавых жертв.
Конкиста была не концом эпохи, а встречей двух совершенно разных культур. Сейчас в Мехико есть место - «Площадь трех культур». В ней на разных уровнях расположены ацтекская пирамида, церковь колониального периода и современный небоскреб. А посреди площади помещена бронзовая плакетка. На ней можно прочесть: - 13 августа 1521 года Тлальтеполько, героически защищаемый Куатемоком, попал под власть Эрнана Кортеса. Это была не победа и не поражение. Это было мучительное рождение метисного народа.
Того, что сегодня зовется Мексикой.
Говоря о современной Мексике, в стихотворении «Заметка для энциклопедии», Бродский пишет:
Сегодня тут Республика. Трехцветный
флаг развевается над президентским
палаццо. Конституция прекрасна.
Текст со следами сильной чехарды
диктаторов лежит в национальной
Библиотеке под зеленым, пуле-
непроницаемым стеклом - причем,
таким же, как в роллс-ройсе президента.
Итак, действительно, сейчас тут федеративная республика со всеми сопутствующими ей атрибутами: флаг, гимн, конституция, президент. Бродский иронизирует по поводу основного закона страны, говоря, что каждый из правителей вносил в него свои изменения. Конституцию и президента охраняют и берегут. И тот и другой отгорожены ото всех прочих пуленепробиваемым стеклом. На этом, пожалуй, можно закончить. Добавлю только, что законодательным органом современной Мексики является сейчас двухпалатный Национальный конгресс (Палата депутатов и Сенат).
Часть V.
Иосиф Бродский родился и прожил большую часть своей жизни в России. В России же он познал, что такое травля и несправедливость. Поэт был вынужден покинуть Родину, переехать в Америку. Так вот корни этих гонений, как мне кажется, уходят ко времени Октябрьской революции. Именно революция стала первым шагом к созданию огромного тоталитарного монстра - СССР, а этот монстр пожирал на своем пути всех неугодных, всех гордых, талантливых и непокорных. Монстр оказался каннибалом. В Мексике о которой так много пишет Бродский, примерно в те же годы, что и в России, произошла Мексиканская революция. Стихотворение «Мерида», в котором речь идет о мексиканском офицере» как раз передает дух революционного заговора, участником которого является этот офицер. Хочется провести аналогию между двумя революциями - русской и мексиканской.
- Революции в России и Мексике были различны по своему типу: мексиканская - буржуазно-демократическая, русская - социалистическая.
- И в России и в Мексике была проведена национализация государственной собственности, отмена привилегий иностранного капитала. Главное различие опять же истекает из характера самой революции. В России собственность стала народной, а в Мексике все принадлежало буржуазии, как руководящему классу.
- Мексиканская революция установила приоритет буржуазии в форме буржуазно-демократической республики. Русская революция отдала все привилегии трудовым классам рабочих и крестьян, установив приоритет пролетариата над другими социальными слоями. Было создано государство Диктатуры пролетариата.
- Обе революции сопровождались интервенцией со стороны иностранных государств.
- Кульминацией обеих революций стала гражданская война. В Мексике она продолжалась с 1914 по 1916г. г., в России- с 1918 по 1921г. г.
- В результате революций полную реорганизацию претерпела законодательная система страны. Были закреплены также важные требования; как введение 8-часогого дня, равная плата за равный труд, запрещение труда подростков и женщин на вредных производствах и т. д.
Выводы:
- Анализ текста произведений, вошедших в «Мексиканский дивертисмент» Иосифа Бродского показал возможность
- интерпретировать их с физико-географической, а также исторической позиции.
- Стихи Иосифа Бродского позволили сравнить экономико-географическое состояние Мексики в 1972году и спустя 30 лет.
- "Мексиканский дивертисмент" содержит в себе цельную этическую систему - взгляды И. Бродского, и заставляют читателя оценивать некоторые исторические события и государственные установки с точки зрения их моральной ценности и последствий для будущего.
Список литературы:
- Бродский И. А. Стихотворения и Эссе, Екатеринбург, У-Фактория 2001г.
- Штерн Л. Бродский: Ося, Иосиф, Joseph, М. Издательство Независимая Газета, 2001г.
- Полный энциклопедический справочник история России в картах, схемах, таблицах. М., Олма-Пресс, 2001 г.
- Стогов И. Священные письмена майя. Спб, Амфора, 2000г.
- Энциклопедия Культура Латинской Америки. М., Росспен., 2000
- Библиографический словарь Русские писатели ХХ век, М., Просвещение, 1998
- Витакова Т. Историческое досье: майя и ацтеки, GEO, М.: № 11, 2001