СТРАНИЦЫ САЙТА ПОЭТА ИОСИФА БРОДСКОГО (1940-1996)

Указатель содержания сайта 'Музей Иосифа Бродского в Интернете' ] О музее Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге, см. также 288, 671 ] Биография: 1940-1965 (25 лет) ] Биография: 1966-1972 (6 лет) ] Биография: 1972-1987 (15 лет) ] Биография: 1988-1996 (8 лет) ] Стихотворения, поэмы, эссе Бродского в Интернете ] Цикл "Рождественские стихи" ] Фотографии  ] Голос поэта: Иосиф Бродский читает свои стихи ] Молодой Бродский ] Самообразование ] Несчастная любовь Иосифа Бродского к Марине Басмановой ] Суд над Иосифом Бродским. Запись Фриды Вигдоровой. ] Я.Гордин. Дело Бродского ] Дружба с Ахматовой, см. также 198, 102, 239, 490, 539 ] Похороны Ахматовой, см. также 141 ] Январский некролог 1996 г. ] Иосиф Бродский и российские читатели ] Брак Бродского с Марией Соццани ] Невстреча с вдовой в Милане ] Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий, см. также 52а, 805 ] Иосиф Бродский и У.Х.Оден ] Венеция Бродского, см. также 354, 356  ] Флоренция Бродского, музей Данте во Флоренции, см. также 328, 344, 351 ] Бродский в Риме ] Бродский в Милане ] Лукка, дача под Луккой ] Каппадокия ] Бродский в Польше ] Бродский о Баратынском ] Бродский о творчестве и судьбе Мандельштама, см. также 529, 530 ] Анализ Бродским стихотворения Цветаевой "Новогоднее" ] Бродский о Рильке: Девяносто лет спустя ] Иосиф Бродский. С ЛЮБОВЬЮ К НЕОДУШЕВЛЕННОМУ: Четыре стихотворения Томаса Гарди ] Иосиф Бродский. Памяти Стивена Спендера ] Иосиф Бродский. Скорбь и разум (Роберту Фросту посвящается) ] Бродский о тех, кто на него влиял  ] Текст диалогов и стихотворений из фильма "Прогулки с Бродским"  ] Соломон Волков. Диалоги с Иосифом Бродским. Глава 2. Марина Цветаева: весна 1980-осень 1990 ] Похороны Бродского в Нью-Йорке ] Могила Бродского на кладбище Сан-Микеле, Венеция, см. также 319, 321, 322, 349, вид на могилу Бродского из космоса 451 ] Начало серии компьютерной графики ] Нобелевские материалы ] Книги Иосифа Бродского, о его творчестве и о нем ] Статьи о творчестве Бродского ] Другие сайты, связаннные с именем И.А.Бродского ]
Спорные страницы
Популярность И.Бродского на фоне популярности Элвиса Пресли ] Прогноз Бродским ужасного памятника Мандельштаму ] Категоричность Бродского и метод поиска истины Тины Канделаки. ] Joseph Brodsky: Poetry in English; Joseph Brodsky Interview; Poemas de Joseph Brodsky ] Орден Адмирала Ушакова ] Медаль им. Николая Гоголя ] Обратная связь ] Последнее обновление: 03 декабря 2009 01:51 PM 01:51 PM ]


Коллекция фотографий Иосифа Бродского


1 ]  ] 2 ]  ] 3 ] 4 ] 5 ] 6 ] 7 ] 8 ] 9 ] 10 ] 11 ] 12 ] 13 ] 14 ] 15 ] 15a ] 15b ] 16 ] 17 ] 18 ] 19 ] 19а ] 19б ] 19в ] 20 ] 21 ] 22 ] 22a ] 23 ] 24 ] 25 ] 25а ] 25б ] 26 ] 26a ] 27 ] 28 ] 29 ] 30 ] 31 ] 32 ] 33 ] 34 ] 35 ] 36 ] 37 ] 37а ] 38 ] 39 ] 40 ] 41 ] 42 ] 43 ] 44 ] 45 ] 46 ] 47 ] 48 ] 49 ] 50 ] 51 ] 52 ] 52а ] 53 ] 54 ] 55 ] 56 ] 57 ] 58 ] 59 ] 60 ] 61 ] 62 ] 63 ] 64 ] 65 ] 66 ] 67 ] 68 ] 69 ] 70 ] 71 ] 72 ] 73 ] 74 ] 75 ] 76 ] 77 ] 78 ] 79 ] 80 ] 81 ] 82 ] 83 ] 84 ] 85 ] 86 ] 87 ] 88 ] 89 ] 90 ] 91 ] 92 ] 93 ] 94 ] 95 ] 96 ] 97 ] 98 ] 99 ] 100 ] 101 ] 102 ] 103 ] 104 ] 105 ] 106 ] 107 ] 108 ] 109 ] 110 ] 111 ] 112 ] 113 ] 114 ] 115 ] 116 ] 117 ] 118 ] 119 ] 120 ] 121 ] 122 ] 123 ] 124 ] 125 ] 126 ] 127 ] 128 ] 129 ] 130 ] 131 ] 132 ] 133 ] 134 ] 135 ] 136 ] 137 ] 138 ] 139 ] 140 ] 141 ] 142 ] 143 ] 144 ] 145 ] 146 ] 147 ] 148 ] 149 ] 150 ] 151 ] 152 ] 153 ] 154 ] 155 ] 156 ] 157 ] 158 ] 159 ] 160 ] 161 ] 162 ] 163 ] 164 ] 165 ] 166 ] 167 ] 168 ] 169 ] 170 ] 171 ] 172 ] 173 ] 174 ] 175 ] 176 ] 177 ] 178 ] 179 ] 180 ] 181 ] 182 ] 183 ] 184 ] 185 ] 186 ] 187 ] 188 ] 189 ] 190 ] 191 ] 192 ] 193 ] 194 ] 195 ] 196 ] 197 ] 198 ] 199 ] 200 ] 201 ] 202 ] 203 ] 204 ] 205 ] 206 ] 207 ] 208 ] 209 ] 210 ] 211 ] 212 ] 213 ] 214 ] 215 ] 216 ] 217 ] 218 ] 219 ] 220 ] 221 ] 222 ] 223 ] 224 ] 225 ] 226 ] 227 ] 228 ] 229 ] 230 ] 231 ] 232 ] 233 ] 234 ] 235 ] 236 ] 237 ] 238 ] 239 ] 240 ] 241 ] 242 ] 243 ] 244 ] 245 ] 246 ] 247 ] 248 ] 249 ] 250 ] 251 ] 252 ] 253 ] 254 ] 255 ] 256 ] 257 ] 258 ] 259 ] 260 ] 261 ] 262 ] 263 ] 264 ] 265 ] 266 ] 267 ] 268 ] 269 ] 270 ] 271 ] 272 ] 273 ] 274 ] 275 ] 276 ] 277 ] 278 ] 279 ] 280 ] 281 ] 282 ] 283 ] 284 ] 285 ] 286 ] 287 ] 288 ] 289 ] 290 ] 291 ] 292 ] 293 ] 294 ] 295 ] 296 ] 297 ] 298 ] 299 ] 300 ] 301 ] 302 ] 303 ] 304 ] 305 ] 306 ] 307 ] 308 ] 309 ] 310 ] 311 ] 312 ] 313 ] 314 ] 315 ] 316 ] 317 ] 318 ] 319 ] 320 ] 321 ] 322 ] 323 ] 324 ] 325 ] 326 ] 327 ] 328 ] 329 ] 330 ] 331 ] 332 ] 333 ] 334 ] 335 ] 336 ] 337 ] 338 ] 339 ] 340 ] 341 ] 342 ] 343 ] 344 ] 345 ] 346 ] 347 ] 348 ] 349 ] 350 ] 351 ] 352 ] 353 ] 354 ] 355 ] 356 ] 357 ] 358 ] 359 ] 360 ] 361 ] 362 ] 363 ] 364 ] 365 ] 366 ] 367 ] 368 ] 369 ] 370 ] 371 ] 372 ] 373 ] 374 ] 375 ] 376 ] 377 ] 378 ] 379 ] 380 ] 381 ] 382 ] 383 ] 384 ] 385 ] 386 ] 387 ] 388 ] 389 ] 390 ] 391 ] 392 ] 393 ] 394 ] 395 ] 396 ] 397 ] 398 ] 399 ] 400 ] 401 ] 402 ] 403 ] 404 ] 405 ] 406 ] 407 ] 408 ] 409 ] 410 ] 411 ] 412 ] 413 ] 414 ] 415 ] 416 ] 417 ] 418 ] 419 ] 420 ] 421 ] 422 ] 423 ] 424 ] 425 ] 426 ] 427 ] 428 ] 429 ] 430 ] 431 ] 432 ] 433 ] 434 ] 435 ] 436 ] 437 ] 438 ] 439 ] 440 ] 441 ] 442 ] 443 ] 444 ] 445 ] 446 ] 447 ] 448 ] 449 ] 450 ] 451 ] 452 ] 453 ] 454 ] 455 ] 456 ] 457 ] 458 ] 459 ] 460 ] 461 ] 462 ] 463 ] 464 ] 465 ] 466 ] 467 ] 468 ] 469 ] 470 ] 471 ] 472 ] 473 ] 474 ] 475 ] 476 ] 477 ] 478 ] 479 ] 480 ] 481 ] 482 ] 483 ] 484 ] 485 ] 486 ] 487 ] 488 ] 489 ] 490 ] 491 ] 492 ] 493 ] 494 ] 495 ] 496 ] 497 ] 498 ] 499 ] 500 ] 501 ] 502 ] 503 ] 504 ] 505 ] 506 ] 507 ] 508 ] 509 ] 510 ] 511 ] 512 ] 513 ] 514 ] 515 ] 516 ] 517 ] 518 ] 519 ] 520 ] 521 ] 522 ] 523 ] 524 ] 525 ] 526 ] 527 ] 528 ] 529 ] 530 ] 531 ] 532 ] 533 ] 534 ] 535 ] 536 ] 537 ] 538 ] 539 ] 540 ] 541 ] 542 ] 543 ] 544 ] 545 ] 546 ] 547 ] 548 ] 549 ] 550 ] 551 ] 552 ] 553 ] 554 ] 555 ] 556 ] 557 ] 558 ] 559 ] 560 ] 561 ] 562 ] 563 ] 564 ] 565 ] 566 ] 567 ] 568 ] 569 ] 570 ] 571 ] 572 ] 573 ] 574 ] 575 ] 576 ] 577 ] 578 ] 579 ] 580 ] 581 ] 582 ] 583 ] 584 ] 585 ] 586 ] 587 ] 588 ] 589 ] 590 ] 591 ] 592 ] 593 ] 594 ] 595 ] 596 ] 597 ] 598 ] 599 ] 600 ] 601 ] 602 ] 603 ] 604 ] 605 ] 606 ] 607 ] 608 ] 609 ] 610 ] 611 ] 612 ] 613 ] 614 ] 615 ] 616 ] 617 ] 618 ] 619 ] 620 ] 621 ] 622 ] 623 ] 624 ] 625 ] 626 ] 627 ] 628 ] 629 ] 630 ] 631 ] 632 ] 633 ] 634 ] 635 ] 636 ] 637 ] 638 ] 639 ] 640 ] 641 ] 642 ] 643 ] 644 ] 645 ] 646 ] 647 ] 648 ] 649 ] 650 ] 651 ] 652 ] 653 ] 654 ] 655 ] 656 ] 657 ] 658 ] 659 ] 660 ] 661 ] 662 ] 663 ] 664 ] 665 ] 666 ] 667 ] 668 ] 669 ] 670 ] 671 ] 672 ] 673 ] 674 ] 675 ] 676 ] 677 ] 678 ] 679 ] 680 ] 681 ] 682 ] 683 ] 684 ] 685 ] 686 ] 687 ] 688 ] 688 ] 689 ] 690 ] 691 ] 692 ] 693 ] 694 ] 695 ] 696 ] 697 ] 698 ] 699 ] 700 ] 701 ] 702 ] 703 ] 704 ] 705 ] 706 ] 707 ] 708 ] 709 ] 710 ] 711 ] 712 ] 713 ] 714 ] 715 ] 716 ] 717 ] 718 ] 719 ] 720 ] 721 ] 722 ] 723 ] 724 ] 725 ] 726 ] 727 ] 728 ] 729 ] 730 ] 731 ] 732 ] 733 ] 734 ] 735 ] 736 ] 737 ] 738 ] 739 ] 740 ] 741 ] 742 ] 743 ] 744 ] 745 ] 746 ] 747 ] 748 ] 749 ] 750 ] 751 ] 752 ] 753 ] 754 ] 755 ] 756 ] 757 ] 758 ] 759 ] 760 ] 761 ] 762 ] 763 ] 764 ] 765 ] 766 ] 767 ] 768 ] 769 ] 770 ] 771 ] 772 ] 773 ] 774 ] 775 ] 776 ] 777 ] 778 ] 779 ] 780 ] 781 ] 782 ] 783 ] 784 ] 785 ] 786 ] 787 ] 788 ] 789 ] 790 ] 791 ] 792 ] 793 ] 794 ] 795 ] 796 ] 797 ] 798 ] 799 ] 800 ] 801 ] 802 ] 803 ] 804 ] 805 ] 806 ] 807 ] 808 ] 809 ] 810 ] 811 ] 812 ] 813 ] 814 ] 815 ] 816 ] 817 ] 818 ] 819 ] 820 ] 821 ] 822 ] 823 ] 824 ] 825 ] 826 ] 827 ] 828 ] 829 ] 830 ] 831 ] 832 ] 833 ] 834 ] 835 ] 836 ] 837 ] 838 ] 839 ] 840 ] 841 ] 842 ] 843 ] 844 ] 845 ] 846 ] 847 ] 848 ] 849 ] 850 ] 851 ] 852 ] 853 ] 854 ] 855 ] 856 ] 857 ] 858 ] 859 ] 860 ] 861 ] 862 ] 863 ] 864 ] 865 ] 866 ] 867 ] 868 ] 869 ] 870 ] 871 ] 872 ] 873 ] 874 ] 875 ] 876 ] 877 ] 878 ] 879 ] 880 ] 881 ] 882 ] 883 ] 884 ] 885 ] 886 ] 887 ] 888 ] 889 ] 890 ] 891 ] 892 ] 893 ] 894 ] 895 ] 896 ] 897 ] 898 ] 899 ] 900 ] 901 ] 902 ] 903 ] 904 ] 905 ] 906 ] 907 ] 908 ] 909 ] 910 ] 911 ] 912 ] 913 ] 914 ] 915 ] 916 ] 917 ] 918 ] 919 ] 920 ] 921 ] 922 ] 923 ] 924 ] 925 ] 926 ] 927 ] 928 ] 929 ] 930 ] 931 ] 932 ] 933 ] 934 ] 935 ] 936 ] 937 ] 938 ] 939 ] 940 ] 941 ] 942 ] 943 ] 944 ] 945 ] 946 ] 947 ] 948 ] 949 ] 950 ] 951 ] 952 ] 953 ] 954 ] 955 ] 956 ] 957 ] 958 ] 959 ] 960 ] 961 ] 962 ] 963 ] 964 ] 965 ] 966 ] 967 ] 968 ] 969 ] 970 ] 971 ] 972 ] 973 ] 974 ] 975 ] 976 ] 977 ] 978 ] 979 ] 980 ] 981 ] 982 ] 983 ] 984 ] 985 ] 986 ] 987 ] 988 ] 989 ] 990 ] 991 ] 992 ] 993 ] 994 ] 995 ] 996 ] 997 ] 998 ] 999 ] 1000 ] 1001 ] 1002 ] 1003 ] 1004 ] 1005 ] 1006 ] 1007 ] 1008 ] 1009 ] 1010 ] 1011 ] 1012 ] 1013 ] 1014 ] 1015 ] 1016 ] 1017 ] 1018 ] 1019 ] 1020 ] 1021 ] 1022 ] 1023 ] 1024 ] 1025 ] 1026 ] 1027 ] 1028 ] 1029 ] 1030 ] 1031 ] 1032 ] 1033 ] 1034 ] 1035 ] 1036 ] 1037 ] 1038 ] 1039 ] 1040 ] 1041 ] 1042 ] 1043 ] 1044 ] 1045 ] 1046 ] 1047 ] 1048 ] 1049 ] 1050 ] 1051 ] 1052 ] 1053 ] 1054 ] 1055 ] 1056 ] 1057 ] 1058 ] 1059 ] 1060 ] 1061 ] 1062 ] 1063 ] 1064 ] 1065 ] 1066 ] 1067 ] 1068 ] 1069 ] 1070 ] 1071 ] 1072 ] 1073 ] 1074 ] 1075 ] 1076 ] 1077 ] 1078 ] 1079 ] 1080 ] 1081 ] 1082 ] 1083 ] 1084 ] 1085 ] 1086 ] 1087 ] 1088 ] 1089 ] 1090 ] 1091 ] 1092 ] 1093 ] 1094 ] 1095 ] 1096 ] 1097 ] 1098 ] 1099 ] 1100 ] 1101 ] 1102 ] 1103 ] 1104 ] 1105 ] 1106 ] 1107 ] 1108 ] 1109 ] 1110 ] 1111 ] 1112 ] 1113 ] 1114 ] 1115 ] 1116 ] 1117 ] 1118 ] 1119 ] 1120 ] 1121 ] 1122 ] 1123 ] 1124 ] 1125 ] 1126 ] 1127 ] 1128 ] 1129 ] 1130 ] 1131 ] 1132 ] 1133 ] 1134 ] 1135 ] 1136 ] 1137 ] 1138 ] 1139 ] 1140 ] 1141 ] 1142 ] 1143 ] 1144 ] 1145 ] 1146 ] 1147 ] 1148 ] 1149 ] 1150 ] 1151 ] 1152 ] 1153 ] 1154 ] 1155 ] 1156 ] 1157 ] 1158 ] 1159 ] 1160 ] 1161 ] 1162 ] 1163 ] 1164 ] 1165 ] 1166 ] 1167 ] 1168 ] 1169 ] 1170 ] 1171 ] 1172 ] 1173 ] 1174 ] 1175 ] 1176 ] 1177 ] 1178 ] 1179 ] 1180 ] 1181 ] 1182 ] 1183 ] 1184 ] 1185 ] 1186 ] 1187 ] 1188 ] 1189 ] 1190 ] 1191 ] 1192 ] 1193 ] 1194 ] 1195 ] 1196 ] 1197 ] 1198 ] 1199 ] 1200 ] 1201 ] 1202 ] 1203 ] 1204 ] 1205 ] 1206 ] 1207 ] 1208 ] 1209 ] 1210 ] 1211 ] 1212 ] 1213 ] 1214 ] 1215 ]


Иосиф Бродский.

Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, Москва, декабрь 2009 г.






Критика и семиотика. Вып. 8, 2005. С. 220-231
Опыт письма и "сублимация" времени в эссеистике И.Бродского1
А.В.Корчинский
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, МОСКВА

В этой статье мы хотели бы предпринять попытку разобраться в том, что представляет собой идея Бродского о "реорганизации" времени в стихе. Ана-лизируя тексты других поэтов, Бродский указывает на то, что взаимодействие с временем посредством поэтического письма носит экзистенциальный харак-тер. Собственно, выстраивается сложная взаимосвязь между работой поэта над текстом, то есть между координатами его написания и временем, с которым поэт вступает в контакт в момент письма. Процитируем Бродского: "У Коль-риджа… есть замечательная фраза. Он сказал, что… читая Донна, измеряешь не количество слогов, но время. Этим и занимался Донн в стихе. Это сродни мандельштамовским растягиваемым цезурам: удержать мгновение, когда оно по той или иной причине кажется поэту прекрасным. Или наоборот, как в "Во-ронежских тетрадях", там тоже шероховатость, прыжки и усечение стоп, раз-мера, горячка - для того, чтобы ускорить или отменить мгновение, которое представляется ужасным"2. Здесь, собственно, задействуется традиционный поэтический мотив фаустовского "Остановись, мгновенье!". Но помимо иро-нии, высказанной поэтом еще в стихотворении 1966 года "Зимним вечером в Ялте" ("Остановись, мгновенье, ты не столь // прекрасно, сколько ты неповто-римо"), этот мотив подвергается у Бродского известной деконструкции. Во-первых, речь идет о количественной характеристике "мгновения": его можно "удержать", продлить и, наоборот, "ускорить" или "отменить". То есть, в принципе, речь идет о его неизбежной конечности. Эта мысль поле-мична по отношению к поэтической идее, которая стоит за фаустианской "ос- 1 Написано при поддержке Министерства образования РФ (грант для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов по конкурсу 2003 года). 2 Бродский И. Большая книга интервью. М.: Изд-во "Захаров", 2000. С. 157. Опыт письма и "сублимация" времени 221 тановкой мгновения" - идее о том, что метаморфоза, которая происходит в по-этическом тексте со временем, сообщает мгновению какую-то бесконечность, вневременность, вечность. Бродский сам неоднократно акцентировал внима-ние на том, что искусство не трансформирует временное в вечное и художник не обретает бессмертие посредством приобщения к искусству: "Несмотря на весь наш церебральный прогресс, мы еще склонны впадать в романтическое (а следовательно, равно и "реалистическое") представление о том, что искусство подражает жизни. Если искусство и делает что-нибудь в этом роде, то оно пы-тается отразить те немногие элементы существования, которые выходят за пределы "жизни", выводят жизнь за ее конечный пункт, - предприятие, часто ошибочно (курсив мой. - А. К.) принимаемое за нащупывание бессмертия са-мим искусством или художником. Другими словами, искусство подражает скорее смерти, чем жизни… Сознавая собственную бренность, искусство пы-тается одомашнить самый длительный из существующих вариант времени… Отсюда родство поэзии - если не ее собственное изображение - с идеей за-гробной жизни"3. Сама вечность при этом представляется Бродскому тоже в "экстенсивном", "количественном" виде - как бесконечность времени или да-же просто - как очень "длинное" время. В этом контексте Бродский оспарива-ет также идею вечности (бесконечности) как некоторого трансцендентного "места" (например, Рая - ср. ироническое изображение "рая" в "Колыбельной Трескового мыса"), пространства: "Чувство бесконечности у поэта - скорее временное, нежели пространственное, практически по определению"4. В свете же рассуждений поэта о взаимодействии времени, мысли и языка можно пред-положить, что Бродского интересует "длительность" как что-то, что порожде-но сознанием и что умещается в слове. В этом отношении характерен финаль-ный фрагмент "Колыбельной Трескового мыса": Спи. Земля не кругла. Она Просто длинна: бугорки, лощины. А длинней земли - океан: волна набегает порой, как на лоб морщины, на песок. А земли и волны длинней Лишь вереница дней. И ночей. А дальше - туман густой: рай, где есть ангелы, ад, где черти. Но длинней стократ вереницы той мысль о жизни и мысль о смерти. Этой последней длинней в сто раз мысль о Ничто…5 3 В тени Данте // Бродский И. Письмо Горацию. Эссе о литературе. М., 1997. С. LIII. 4 Девяносто лет спустя // Бродский И. Письмо Горацию. Эссе о литерату-ре. С. CCLII. 5 Сочинения Иосифа Бродского: В 3-х тт. СПб., 1992. Т. 2. С. 365. Далее это издание будем именовать СИБ. Критика и семиотика, Вып. 8 222 Этот отрывок коррелирует с идеей, изложенной в том же стихотворении выше: Время больше пространства. Пространство - вещь. Время же, в сущности, мысль о вещи6. Здесь понятие длины трансформируется из пространственного во вре-менное: "длинные вещи жизни", земля, океан длинны "пространственно". "Вереница дней" вводит в этот контекст "длительность" как качество време-ни, и "мысли" (о жизни, смерти, о Ничто), как бы соревнующиеся друг с дру-гом в длине, "исчисляются" уже по принципу временной количественности. Причем характерно, что это их "соревнование" не заканчивается, ни одна из них не является окончательно "вечной", предельной. Их бесконечность отно-сительна. Второе обстоятельство, на которое следует обратить внимание, уже учи-тывая первое, - акцент, сделанный Бродским на идее темпоральной "количе-ственности", - касается непосредственно того, что происходит со временем, когда оно "реорганизуется" поэтическим текстом. Посмотрим, как этот кон-цепт рассмотрен в эссе о Цветаевой "Поэт и проза". Понятно, что именно от разбора Бродским цветаевских текстов можно ожидать наиболее искренней саморефлексии. Согласно "лессингианским" представлениям о поэзии, само движение (письма и чтения) текста - линеарно. Противопоставление, развиваемое Брод-ским в эссе, развернуто между двумя текстуальными опытами - прозы и по-эзии. Характерно, что поэт понимает эти виды словесного искусства именно как опыт, в том числе и целостный опыт отношения автора и текста, так как литература представляет собой "лингвистический эквивалент мышления"7. Оппозиция этих двух типов опыта строится на том, что в понимании Бродско-го поэзия, в отличие от прозы, являет собой опыт наиболее интенсивного взаимодействия человека с языком и, следовательно, со временем. Если для прозы, в общем ("без активного опыта поэзии у ее автора"), характерны мно-гословие, связанное с неограниченностью времени и пространства, и велере-чивость, то поэзия отличается "сфокусированностью мышления", "зависимо-стью удельного веса слова от контекста", "опусканием само собой разумею-щегося" и т. д.8 Характеризуя прозу Цветаевой как основанную на опыте поэзии, Брод-ский вводит оппозицию, разделяющую прозу (и, по-видимому, вообще не-поэтический язык, поскольку под прозой он разумеет отнюдь не только fiction) 6 Там же. С. 361. 7 Поэт и проза // Бродский о Цветаевой. М.: Изд-во Независимая газета, 1997. С. 71. 8 Некоторые исследователи сводили эту теорию специфики поэтического языка к тыняновским представлениям о "единстве и тесноте стихового ряда" (ср.: Новиков А. Поэтология Иосифа Бродского. М.: Макс-Пресс, 2001. С. 33.), однако, в свете нижеследующего это сопоставление кажется недостаточно полно объясняющим воззрения Бродского на опыт поэзии. Опыт письма и "сублимация" времени 223 и поэзию на более принципиальном уровне: "Фраза строится у Цветаевой не столько по принципу сказуемого, следующего за подлежащим, сколько за счет собственно поэтической технологии: звуковой аллюзии, корневой рифмы, се-мантического enjambement etc. То есть читатель все время имеет дело не с ли-нейным (аналитическим) развитием, но с кристаллообразным (синтетическим) ростом мысли"9. Введенный поэтом термин - "кристаллообразность" - проти-вопоставляется линейному развертыванию текста, характеризующемуся дви-жением к концу, то есть тексту, вытянутому во времени. Для "складчатого", "кристаллообразного" текста характерна как бы симультанная "многоканаль-ность", что приводит к тому, что текст как бы улавливает время в свой лаби-ринт. Время задерживается, увязает в нем и непроизвольно удлиняется, растя-гивается. Бродский пишет, что поэтический текст накапливает в себе (эмпири-ческое) читательское время посредством установки на многократному чтению: "В конечном счете, каждый литератор стремится к одному и тому же: настиг-нуть или удержать утраченное или текущее Время. У поэта для этого есть це-зура, безударные стопы, дактилические окончания; у прозаика ничего такого нет. Обращаясь к прозе, Цветаева вполне бессознательно переносит в нее ди-намику поэтической речи - в принципе, динамику песни, - которая сама по се-бе есть форма реорганизации Времени. (Уже хотя бы по одному тому, что сти-хотворная строка коротка, на каждое слово в ней, часто - на каждый слог, приходится двойная или тройная семантическая нагрузка. Множественность смыслов10 предполагает соответственное число попыток осмыслить, т. е. мно-жество раз; а что есть [раз] как не единица Времени?)"11. Здесь Бродский вновь совершает поворот к опыту человеческого времени: его проживание ин- 9 Поэт и проза. С. 59. 10 Идею "кристаллообразности" текста легко противопоставить "линей-ности" как пространственную - временной. Во-первых, можно вспомнить Р. Барта, который определяет отличие "текста" от "произведения" так: "Мно-жественность Текста вызвана… пространственной многолинейностью озна-чающих" (Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Изд. группа "Прогресс", "Универс", 1994. С. 417.). Во-вторых, интересно в этом отноше-нии то, как понимает ахронию текста (повествования), "преодоление времени" в нем и его принципиальную "пространственность" Ж. Женетт (См. его статьи "Пруст и "непрямой язык"", "Метонимия у Пруста", "Повествовательный дискурс" в кн. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х тт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.). Такая позиция представляется не вполне сопутствующей нашей работе и ее цели по двум причинам. Во-первых, Бродский практически никогда не го-ворит о преодолении времени в письме, его интересует "реорганизация", то есть сам процесс работы времени и языка - со временем. К тому же он сам ас-социирует множественность смыслов не столько с пространственной разверт-кой означающих текста, сколько с количеством времени, необходимого для их схватывания. Во-вторых, и в наши задачи входит интерпретация динамическо-го аспекта становления категорий произведения и реконструкция этого ста-новления в "сцене письма", как ее понимает поэт, а не описание уже готовых моделей спациализированной темпоральности. 11 Поэт и проза. С. 60. Критика и семиотика, Вып. 8 224 тенсифицируется поэтическим текстом. Обратим внимание на мотив накопле-ния, количественного увеличения времени. Для поэтического письма характерна "густота", "предельная структурная спрессованность", "отбрасывание лишнего", "метод исключения". Все эти свойства поэзии также определяются относительно времени: именно они обес-печивают "скорость", "ускорение" мысли, которые, как мы помним по "Нобе-левской лекции", являются для Бродского важнейшим опытом бытия человека в языке. "Скорость" и "ускорение" суть также динамические и количествен-ные характеристики темпорального опыта. Именно благодаря им поэзия ста-новится движением12 - движением мысли, которое перемещает сознание субъ-екта "туда", "где до него никто не бывал"13. Кроме того, мы помним, что, согласно Бродскому, "ускорение" происхо-дит в тот момент, когда субъект полностью отдается во власть языка, в нем "инструмент" начинает преобладать над "человеком". То есть, опять-таки, "ускорение" и в этом контексте предстает понятием фундаментальным: оно означает утрату самотождественности субъекта в письме и "порабощение" его языком. Бродский именно в этом месте "освобождает" язык от присутствия "я", язык приобретает собственную интенсивность, "я" как бы растворяется в нем. Далее - движение языка к своим основаниям: "В идеале же - это именно отрицание языком своей массы и законов тяготения, это устремление языка вверх - или в сторону - к тому началу, в котором было Слово. Во всяком слу-чае, это - движение языка в до(над)жанровые области, т. е. в те сферы, откуда он взялся. Кажущиеся наиболее искусственными формы организации поэтиче-ской речи - терцины, секстины, децимы и т. п. - на самом деле всего лишь ес-тественная многократная, со всеми подробностями, разработка воспоследо-вавшего за начальным Словом эха"14. Субъект, благодаря такому интенсивному опыту существования в языке обретает позицию внеположенности, тождественную, по сути, опыту смерти, ибо поэзия "обеспечивает сознанию такое ускорение, что оно выносит своего обладателя за скобки любого града гораздо раньше и дальше, чем это предла-гается тем или иным энергичным Платоном"15. В непосредственной связи с этими семио-темпоральными процессами на-ходится экзистенциальное время пишущего. В эссе "Об одном стихотворении" Бродский говорит: "Парадокс, однако, состоит в том, что поэтическая речь - как и всякая речь вообще - обладает своей собственной динамикой, сообщаю-щей душевному движению то ускорение, которое заводит поэта гораздо даль-ше, чем он предполагал, начиная стихотворение. Но это и есть главный меха- 12 Ср.: "В духовных одиссеях не бывает Итак, и даже речь - всего лишь средство передвижения" (В тени Данте); "Искусство и вообще всегда возника-ет в результате действия, направленного вовне, в сторону, на достижение (по-стижение) объекта, непосредственно отношения к искусству не имеющего. Оно - средство передвижения, ландшафт, мелькающий в окне, а не передви-жения этого цель" (Об одном стихотворении). 13 Нобелевская лекция // СИБ. Т.I. С. 16. 14 Поэт и проза. С. 67. 15 Там же. С. 71. Опыт письма и "сублимация" времени 225 низм (соблазн, если угодно) творчества, однажды соприкоснувшись с которым (или: которому поддавшись), человек раз и навсегда отказывается от всех иных способов мышления, выражения - передвижения. Речь выталкивает по-эта в те сферы, приблизиться к которым он был бы иначе не в состоянии, неза-висимо от степени душевной, психической концентрации, на которую он мо-жет быть способен вне стихописания. И происходит это выталкивание со стремительностью необычайной: со скоростью звука, - высшей, нежели та, что дается воображением или опытом. Как правило, заканчивающий стихотворе-ние поэт значительно старше, чем он был, за него принимаясь (курсив мой. - А. К.). Предельность цветаевской дикции в "Новогоднем" заводит ее гораздо дальше, чем само переживание утраты; возможно, даже дальше, чем способна оказаться в посмертных своих странствиях душа самого Рильке"16. Здесь Бродский говорит еще об одной функции "ускорения", сообщаемо-го поэту письмом: пишущий субъект становится "значительно старше" за вре-мя написания стихотворения. Время письма каким-то образом оказывается "длинней" того реального времени, которое отводится на написание текста. Еще раз подчеркнем здесь значимость для Бродского количественных времен-ных характеристик. Он как бы желает продемонстрировать сам процесс "пере-качки", трансформации "жизненного" времени во время семиотическое: уве-личение, накопление, наращивание времени текстом ведет к сокращению "массы" и запаса экзистенциального временного ресурса. Собственно, этот процесс эквивалентен процессу "пожирания" вещи (и ее "жизненного" време-ни) словом (вспомним известный диалог Горбунова и Горчакова в Х части по-эмы "Разговор на крыльце"17). Этот процесс можно назвать "сублимацией" времени в опыте письма. "Сублимацию" при этом можно понимать в расши-ренном (не только психоаналитическом) контексте, как "возвышающем" (этот смысл, несомненно, содержится в восторженных словах Бродского об "уско-рении" и т. п.), так и в смысле перехода "я" из плоскости жизни в плоскость символического, каковой процесс обязательно сопровождается истощением жизни, умиранием, "подражанием" или даже "научением смерти" и т. д. Как нам кажется, этот опыт едва ли не впервые в мировой литературе - правда в эпосе - запечатлен Эдгаром По в новелле "Овальный портрет" ("В смерти - жизнь"), где то "ускорение" и "сублимация", которые у Бродского существуют в форме поэтологической метафоры, реализованы в фантастиче-ском сюжете. Правда, легендарность и, следовательно, "принципиальность" и архетипичность этой идеи подчеркиваются Э. По с помощью дистанцирования как темпорального, так и текстуального: герой читает старинную рукопись, где приводится история о художнике, который создал прекрасный портрет своей жены, в результате чего она погибла. Интересно здесь, разумеется, то, что ле-генда запечатлевает процессуальность такого "убийства", которое также со-стоит в ускоренном протекании (спровоцированном искусством) жизни герои- 16 Об одном стихотворении. С. 86. 17 Нам уже приходилось об этом писать (см. Корчинский А. Письмо и смерть в поэзии Бродского // Молодая филология 4. Вып. 2. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. пед. ун-та, 2002. С. 84 - 97.). Критика и семиотика, Вып. 8 226 ни. Рождение "знака" одновременно (и как бы равносильно) смерти "референ-та". Поскольку мы вновь коснулись проблемы трансформации "существова-ния" в "сущность" в языке, а аналогичная функция портрета у Эдгара По на-поминает о визуально-рефлексивных практиках отзеркаливания, нам следует остановится на проблеме взаимосвязи нарциссической зеркальности и темпо-ральности18. Поскольку в случае Бродского речь идет о лирическом сочини-тельстве, когда и портретированию (отзеркаливанию в собственном тексте), и "сублимации" жизненного времени подвергается сам пишущий субъект, то эта связка проблем возвращает нас к тому, чем мы занимались в первой главе. Мы говорили о том, что знак (и текст, и (авто)портрет как знак) вбирает в себя время объекта и говорили, что зеркальное отражение может мыслиться именно как такой знак, поскольку оно может у Бродского отделяться от своего референта во времени, сохраняться и передаваться, стираться и замещаться. Именно этот аспект временного сдвига в "нарциссической сцене" исследует А. Жолковский на материале творчества Зощенко и Саши Соколова. Он гово-рит о зависимости времени, личного времени субъекта от опыта созерцания самого себя в зеркале. В таком опыте и происходит обнаружение себя ста-реющим, меняющимся - происходит открытие времени. "Самолюбование Нарцисса, призванное закрепить неизменное тождество его личности, трещит по всем швам - из-за воображаемого облика молодого мужчины проглядывает то старик, то андрогин"19. Жолковский улавливает двойственность зеркального опыта. С одной сто-роны, зеркало выступает как средство формирования идентичности, в этом смысле самосозерцание вырывает "я" из времени: "Зеркало выступает как средство отменить законы реальности и обратить вспять движение, простран-ство и время, а главное - самому себя выдумать и вырвать неизменным из по-тока перемен собственное лицо"20. Вспомним соображение Бродского о "привкусе вневременности", характерном для "нарциссической сцены"21. Дру-гая сторона зеркальной сцены, согласно Жолковскому, состоит в различающей деятельности времени, которую фиксирует зеркало и разрушает идиллию са-мотождественности "я": "Однако тут и подстерегает связь отражения со вре-менем: из зеркала на него глядит его двойник, безнадежно старый… Как все 18 См. об этом: Корчинский А. В. Поэтология И. Бродского в контексте "позднего модернизма". Автореферат... канд. филол. наук. М, 2004. 19 Жолковский А. К. Влюблено-бледные нарциссы о времени и о себе // Жолковский А. К. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма. М.: Сов. писатель, 1994. С. 231. 20 Там же. С. 232. 21 В эссе "Посвящается позвоночнику" Бродский пишет: "…Возможно, все объясняется бессознательным нарциссизмом, обретающим посредством распадающейся амальгамы оттенок отстранения, некий вневременной прив-кус, ибо смысл всякого отражения не столько в интересе к собственной персо-не, сколько во взгляде на себя извне" (Бродский И. Посвящается позвоночнику // Бродский И. Форма времени. Стихотворения, эссе, пьесы: В 2-х тт. Т. 2. Минск: Эридан, 1992. С. 351-352.). Опыт письма и "сублимация" времени 227 отражающееся в зеркале, он является из прошлого и знаменует тупиковое бу-дущее героя"22. Так в зеркале происходит открытие хода времени как различия внутри тождества. И в этом смысле оно также подобно знаку (тексту) в изло-женном выше понимании. Кроме того, опираясь на теорию нарциссизма Х. Кохута23, Жолковский говорит о том, что нарушение в зеркальном самовосприятии (и, собственно, актуализация нарциссической проблематики) характерна для кризисных, пере-ходных этапов, требующих "перестройки личности, изменений", "замены од-ного устоявшегося представления о себе другим"24. При этом каждый такой кризисный момент возвращает субъекта к ситуации возникновения его "я", "вновь воспроизводит эмоциональную ситуацию периода формирования лич-ности"25. Эта мысль отвечает идее Бродского о том, что в творческом опыте человек переживает коренное переустройство своего "я". "Сублимация" же времени, даруемая поэзией, есть своего рода интенси-фикация этих зеркально-темпоральных отношений с самим собой, о которых пишет Жолковский. У Бродского мы находим эти мотивы в предельной кон-центрации при осмыслении им опыта поэтического письма. Письмо не оста-навливает время субъекта, не фиксирует "мгновенье" присутствия, а наоборот, стремится вместить время в себя (количественный аспект!), изменив его траек-торию26. Приведем один контекст, где, по нашему мнению, концентрируются представления о "количественном" накоплении времени (в данном случае в памяти) и его трансформации в сфере памяти и забывания - в сфере сознания. Речь идет о стихотворении "Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вече-ром…" (1989). Бродский пишет: Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил, но забыть одну жизнь - человеку нужна, как минимум, еще одна жизнь. И я эту долю прожил27. 22 Жолковский А. К. Указ. соч. С. 232. 23 Кохут Х. Восстановление самости. М.: Когито-Центр, 2002. 315 с.; Ко-хут Х. Анализ самости. М.: Когито-Центр, 2003. 320 с.; Kohut H. The Search for the Self. New York: Intern. univ. press, 1978. 276 p. 24 Жолковский А. К. Указ. соч. С. 238. 25 Там же. С. 238-239. 26 Жолковский говорит, кстати, о зеркальном принципе киномонтажа у Дз. Вертова, когда корова "восстанавливается из мясопродуктов" как о прояв-лении этой двойной логики зеркала: тенденции к задержке времени и разобла-чении этой тенденции. Здесь можно говорить - вслед за В. Рудневым - о анти-энтропийной работе времени текста, когда становится возможным возрожде-ние сигарет из окурков и т. п. То, что мы называем "сублимацией" времени у Бродского, является необходимым условием для того, чтобы у текста была та-кая возможность. В разработке этой идеи заключается большая оригиналь-ность Бродского. 27 СИБ. Т. 3. С. 184. Критика и семиотика, Вып. 8 228 Лирическая ситуация стихотворения расположена в двух планах - в на-стоящем и прошедшем, о котором вспоминает поэт. Приведенный отрывок по-казывает, что Бродский не просто воспроизводит ситуацию воспоминания, но прошлое воспринимается им как завершенная, "прошлая жизнь". В наличии у лирического героя, таким образом, прошлая, прожитая жизнь и настоящая, ко-торую он также, как он утверждает, прожил. То есть перед нами количествен-ная метафора времени: забвение не воспринимается Бродским как одноактное забывание, но - как процесс стирания или вытеснения одного времени другим, одной жизни - другой. Можно сказать, оно носит подчеркнуто негативный ха-рактер. То есть само проживание времени есть негация, но не просто негация предшествующего, но - постепенная негация "жизни" как таковой. Помимо этого, значимо утверждение пишущего о том, что он уже "эту долю прожил". Это означает, что он прожил уже, как минимум, две жизни. Остается предпо-ложить, что такую интенсивность и такую количественную насыщенность временного опыта сообщает субъекту именно "ускорение", обретаемое в письме. Однако что означает - определять художественный опыт в таких поняти-ях, как "ускорение" и "перемещение"? Прежде всего, мы не должны забывать, что речь идет об опыте письма как о процессе означивания. "Сцена письма", где задействован субъект и где происходит его испытание опытом лингвисти-ческого бытия, бытия-в-письме, его становление-в-языке, эксплицирует общий символический опыт. Не случайно же Бродский говорит, что поэзия просто обнаруживает, наиболее радикально демонстрирует все эти - общесемиотиче-ские - процессы. Поэтому-то, кстати, в отличие от формалистов, Бродский не проводит сущностной границы между речью вообще (и обыденной в частно-сти) и речью поэтической: поэзия есть "высшая форма существования языка". И в этой максиме оба атрибута языка - "высшая" и "форма" - не являются сущностными. Однако, подобно Кристевой и де Ману, Бродский утверждает способность художественного языка, балансирующего на грани бытия и небы-тия, к самодеконструкции. Следовательно, "ускорение", которое происходит с поэтической речью и которое устремляет ее "к тому началу, в котором было Слово", означает, пре-жде всего, устремленность к опыту семиозиса как такового. И здесь мы долж-ны вспомнить, что означает семиозис по отношению к проблеме времени: со-творение знака, замещающего вещь поверх всех моментов ее становления, да-же в ее отсутствии, вбирающего в себя ее временную идентичность, ее время. Некоторый сценарий "трансцендентального синтеза". Но здесь еще нет ника-ких указаний или вех для понимания феномена "ускорения" и "перемещения", то есть какого-то движения знака (текста) или, вернее, - внутри знака (которое и есть его становление - письмо). За разъяснением этого момента мы обратимся к философии знака Ж. Деррида. Е. Гурко пишет: "Мир differance и есть… трансцендентальный синтез появления и исчезновения, отличающийся от Бытия не пространствен-но (здесь) и не временно (сейчас), а одновременно двумя этими характеристи-ками - пространственно-временной отстраненностью / отсроченностью, и не-бытийственностью как бытованием еще / уже не здесь, или не только здесь и Опыт письма и "сублимация" времени 229 сейчас. Описание этого исчезающего существования Деррида осуществляет посредством понятия "след" или "знак", который трансцендирует мгновенный акт сознания и продляет время (Курсив мой. - А. К.) посредством реализации индикативной функции, в которой он выходит за свои собственные преде-лы"28. Движение означивания (или даже - гиперозначивания), каковым является "стихо-писание" Бродского, "реорганизующее" время, отбрасывает субъекта, бытие которого уже разделено посредством столкновения с языком, уже выве-дено из равновесия присутствия, - такое движение "пере-мещает" его во вре-мени и пространстве29. "Куда" же перемещается субъект? Во-первых, Брод-ский - опять-таки следуя своей стратегии динамических и "количественных" дефиниций - предпочитает релятивные определения: "гораздо дальше", "зна-чительно старше" и т. п. Значит, его интересует в большей степени сама раз-личающая деятельность письма, нежели сколько-нибудь позитивный результат его движения. "Сублимация" времени, его сжатие, "густота" и т. д. в символическом есть своего рода "игра на опережение", в которой язык (знак, символ, слово) "обгоняет" вещь (и "я" как "вещь") и их присутствие; их присутствие оказы-вается задержано, отложено, отсрочено во времени и отстранено в пространст-ве30. По Деррида, "время есть имя, которое присваивается повторению / заме-щению моментов "сейчас", как откладывающе-смещающей игре differance; движение времени ощущается в игре означающих (или выражается в них, или зависит от них)"31. Здесь речь идет едва ли не о той же "игре", "в которую, - 28 Гурко Е. Презентация времени (Donner le temps) // Гурко Е. Тексты де-конструкции. Томск: Водолей, 1999. С. 72. 29 Здесь уместно вспомнить о такой метафорической категории поэтоло-гии Бродского, как "центробежность": как мы помним из "Нобелевской лек-ции", движение, в которое приходит язык в акте письма, "обладает колоссаль-ной центробежной энергией", сообщаемой ему "его (языка - А.К.) временным потенциалом - то есть всем лежащим впереди временем". "Центробежность" в нашем контексте можно рассмотреть как раз как утрату полноты и бытийной обеспеченности присутствия, самотождественности и т.п. Кроме того, здесь налицо и сопоставление с таким лакановским понятием, как "децентрация" субъекта. "Центробежность" связана у Бродского с рассеивающим, пере-мещающим и ускоряющим действием языка и распространяется на "я", кото-рое вовлекается в это движение, от-страняясь от самого себя, переставая быть себе тождественным. 30 Вспомним лакановское объяснение тезиса "понятие есть время вещи": вещь уже должна существовать в понятии как нечто самотождественное, что-бы мы могли помыслить ее в гераклитовом "абсолютном движении"; а также она может быть замещена "именем" в случае ее "пространственного" отсутст-вия "здесь" и "сейчас" (Лакан Ж. Семинары. Т. 1. С. 316-317). 31 Гурко Е. Презентация времени (Donner le temps). С. 74. Критика и семиотика, Вып. 8 230 как говорит Бродский, - язык играет, чтобы реорганизовать время"32. Так тек-сты Бродского иногда позволяют подступиться к своей логике лишь весьма окольными путями33. Частотность обращения Бродского к категориям пространства и времени в разных контекстах чрезвычайно запутывает вопрос о "первичности" каждой из них в плане оснований семиозиса. Сам Бродский часто обращался к эмбле-матическим заместителям этих категорий - к фигурам муз Клио и Урании. По-этому попытка рассмотреть этот вопрос, интерпретируя значение этих фигур, представляется продуктивной. О преобладании у Бродского пространственной проблематики (по край-ней мере, в сборнике "Урания") в классической работе писали Ю. М. Лотман и М. Ю. Лотман34. Исследователи утверждали, что "исходной точкой развития" акмеизма был тезис о "приоритете пространства над временем". Поэзия же Бродского, по их мнению, "антиакмеистична: она есть отрицание акмеизма… на языке акмеизма"35. Так или иначе, Урания ассоциирована у Бродского, по мнению исследователей с пространством. А поскольку "Урания", как извест-но, "старше Клио", то, значит, Урания и Клио противостоят также, как про-странство и время36. Однако Клио, как музе Истории, то есть, в какой-то сте-пени, и времени, Бродский приписывает все черты, если так можно выразить-ся, самосознающего времени - времени, понятого как двойственный феномен: как сама временность временного и как вневременное "сознание" временной длительности (эти качества, как мы помним, связаны с укорененностью вре-мени в символическом). Вот что он пишет: "Музу времени нельзя держать в заложницах нашей доморощенной хронологии. Вполне возможно, что с точки зрения времени убийство Цезаря и вторая мировая война произошли одновре-менно, или в обратном порядке, или не произошли вовсе"37. Этот взгляд - "с 32 Бродский И. Поклониться тени // Бродский И. Письмо Горацию. Эссе о литературе. С. LXIII. 33 Возможно, такая попытка "перевода" (по определению некорректная) Бродского на язык, в общем, не близкой ему деконструкции может показаться слишком искусственной. Однако если такой "перевод" позволяет эксплициро-вать движение мысли Бродского, выходящей за пределы традиционно-философских (а иногда и просто житейских) представлений о пространстве и времени в художественном произведении, значит он выполняет свою функ-цию. Однако наша точка зрения такова: по крайней мере в том, что касается пространственно-временной игры означивания, "ускорение" Бродского пред-ставляет собой своеобразный эквивалент дерридеанского differance. 34Лотман Ю. М, Лотман М.Ю. Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника И. Бродского "Урания") // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство - СПБ, 1996. С. 731-746. 35 Там же. С. 731. 36 См. об этом: Scherr B. P. "To Urania" // Joseph Brodsky: The Art of Poem. London, 1999. P. 92-106. 37 Бродский И. Профиль Клио // Звезда. 2000. № 5. С. 13. Ср. это выска-зывание с "пространственноподобным" прелставлением о времени в "Келло-мяках": "С точки зрения времени нет "тогда" / есть только "там". Здесь видна Опыт письма и "сублимация" времени 231 точки зрения времени" - возможен как раз как опыт (само)отстранения во времени и пространстве, каковое тесно связано с письмом. Собственно, если следовать логике Ю. М. Лотмана и М. Ю. Лотмана, тот же самый процесс - вытеснения из пространства за предел, за всякую границу - происходит под покровительством Урании. Мало того, Д. Ахапкин пишет: "В контексте сбор-ника, названного "Урания", да и в контексте приведенного отрывка ("из своей стратосферы"), ясно, о какой музе идет речь. Понятна и ее локализация - за пределом. В этой локализации она совпадает со временем"38. Собственно, ос-новная суть Урании как раз и заключается в перемещении "взгляда" за предел, в "локализации наблюдателя": "Пожалуй, ни один другой поэт не стремился так часто рассматривать собственные чувства, мир в целом с высоты не просто птичьего полета, но, скорее, стратосферы, ионосферы и пр. не описанных Сведенборгом сфер. Взгляд звезд (в относительно ранних текстах и в рождест-венском цикле - взгляд Бога) постоянно присутствует в текстах Бродского, и этот взгляд… обеспечивает динамику стихотворения…" Здесь исследователь чрезвычайно метко подметил два важнейших момента. Во-первых, различие дистанцирования и выхода за предел (птичьего по-лета - в отличие от перемещения в стратосферу: именно об этом - "Осенний крик ястреба", о перемещении за предел возможного и т.д.39). Собственно, дистанцирование позволяет субъекту оставаться в пределах идентичности ве-щи (мира), выход же за предел (отстранение) подразумевает различие, рас-тождествляющее движение, выход за пределы себя и своего мира, трансгрес-сию. Во-вторых, здесь чрезвычайно важен тот факт, что это различающее ви-дение ("взгляд") не статично, оно "обеспечивает динамику стихотворения", то есть, собственно, осуществляет то движение, "ускорение" и "перемеще-ние", о которых мы говорили выше. В сущности, на уровне совмещения контекстов, музы - Урания и Клио - сливаются в одно: обе они "ведают" не наличными пространством и временем, но - некоторой семиотической работой того и другого. Хотя чаще речь в этих случаях идет скорее о пространственно-временном пере-ходе, пере-мещении, действительно, если угодно, трансгрессии, в том числе и за предел этой конку-рирующей категориальной пары. как раз двууровневость времени: "с точки зрения времени", по видимому, оз-начает "с точки зрения времени, трансцендированного языком (мыслью) в пространство синтеза". Здесь, подобно тому, как в философии времени Джона Данна пространственноподобие времени зависит от внеположности наблюда-теля, - времени присваиваются свойства такого наблюдателя (См. книгу Дан-на: Данн Дж. У. Эксперимент со временем. М., 2000 и предисловие к ней Ва-дима Руднева). 38 Ахапкин Д. "Оттого-то Урания старше Клио" (Взгляд на историю в творчестве И. Бродского) // История и филология: проблемы научной и обра-зовательной интеграции на рубеже тысячелетий: Материалы междунар. конф. (2-5 февр. 2000 г.). Петрозаводск, 2000. С. 304. 39 Собственно, полет ястреба есть в этом контексте конкретизация идеи "птичьего полета, а его гибель, смерть, выход за предел, в "ионосферу" - вы-ход за границу "идентичного" мира, "от-странение", по Бродскому.

Источник: http://www.nsu.ru/education/virtual/cs8korchinsky.pdf




     Иосиф Бродский 
* * * Клоуны разрушают цирк. Слоны убежали в Индию, тигры торгуют на улице полосами и обручами, под прохудившимся куполом, точно в шкафу, с трапеции свешивается, извиваясь, фрак разочарованного иллюзиониста, и лошадки, скинув попоны, позируют для портрета двигателя. На арене, утопая в опилках, клоуны что есть мочи размахивают кувалдами и разрушают цирк. Публики либо нет, либо не аплодирует. Только вышколенная болонка тявкает непрерывно, чувствуя, что приближается к сахару: что вот-вот получится одна тысяча девятьсот девяносто пять. 1995

Блуждающая цель.

Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, Москва, декабрь 2009 г.



Биография Бродского, часть 1                                 Биография Бродского, часть 2                           
Биография Бродского, часть 3

Cтраницы в Интернете о поэтах и их творчестве, созданные этим разработчиком:

Музей Иосифа Бродского в Интернете ] Музей Арсения Тарковского в Интернете ] Музей Вильгельма Левика в Интернете ] Музей Аркадия Штейнберга в Интернете ] Поэт и переводчик Семен Липкин ] Поэт и переводчик Александр Ревич ] Поэт Григорий Корин ] Поэт Владимир Мощенко ] Поэтесса Любовь Якушева ]

Требуйте в библиотеках наши деловые, компьютерные и литературные журналы: СОВРЕМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ] МАРКЕТИНГ УСПЕХА ] ЭКОНОМИКА XXI ВЕКА ] УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ ] НОУ-ХАУ БИЗНЕСА ] БИЗНЕС-КОМАНДА И ЕЕ ЛИДЕР ] КОМПЬЮТЕРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ] КОМПЬЮТЕРНАЯ ХРОНИКА ] ДЕЛОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ] БИЗНЕС.ПРИБЫЛЬ.ПРАВО ] БЫСТРАЯ ПРОДАЖА ] РЫНОК.ФИНАНСЫ.КООПЕРАЦИЯ ] СЕКРЕТНЫЕ РЕЦЕПТЫ МИЛЛИОНЕРОВ ] УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЕМ ] АНТОЛОГИЯ МИРОВОЙ ПОЭЗИИ ]


ООО "Интерсоциоинформ"
Hosted by uCoz